Отремонтированным дорогам — новые автобусы

Отремонтированным дорогам — новые автобусы

Общественный транспорт городов России обновляется

Согласно национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в рамках федерального проекта по модернизации общественного транспорта до 2024 года в российских городах должны быть заменены на новые модели 2,1 тыс. ед. подвижного состава (автобусы, троллейбусы, трамваи). Основная роль отводится автобусам.

В настоящее время парк автобусов в РФ составляет 439 тыс. ед., из которых 84% находятся за пределами нормативного срока использования. А 39% вообще эксплуатируются свыше 20 лет. А если из общего числа автобусов, находящихся в эксплуатации, исключить столичные, так как только Москва имеет современный подвижной состав, то процент морально и физически устаревших машин в регионах приблизится к девяноста. Таким образом, реформа общественного транспорта на региональном уровне требовала кардинального решения с привлечением государственного ресурса, административного и финансового. И такой ресурс был обеспечен.

Именно господдержка позволила загрузить мощности по производству автобусов разных классов на предприятиях российского автопрома в трудном 2020 году на 100%. Госзаказ, с одной стороны, поддержал отечественный автопром, а с другой — позволил начать программу по обновлению общественного транспорта в регионах, не откладывая ее реализацию до лучших времен.

Но для того, чтобы программа обновления общественного транспорта заработала, необходимо не только загрузить производственные мощности, но и обеспечить сбыт продукции. Основными потребителями ТС для общественного транспорта являются муниципалитеты, финансовые возможности которых за редким исключением ограничены. Вот почему главной схемой поставки новой техники в регионы стал лизинг, при этом муниципалитеты смогут рассчитывать на скидку в 60% от стандартной цены. Для участия в программе регион должен проявить в ней заинтересованность, а для этого подать заявку в Минтранс России с описанием программы транспортной реформы, новой маршрутной сети и требуемого количества единиц техники. После одобрения заявки регион должен заключить контракт с лизинговой компанией. Эта компания в свою очередь договорится о поставке автобусов с производителем и передаст технику региону-лизингополучателю.

Для прямой закупки техники требуется значительное количество средств одномоментно. В такой ситуации лизинг с рассрочкой платежей в пять — семь лет — наиболее доступный инструмент.

В настоящее время ГТЛК, например, предлагает технику без первоначального взноса. В случае банковского кредитования необходимо было внести аванс в размере 20-30% от стоимости автобуса. Тогда как по лизинговой схеме деньги можно внести только через месяц после приобретения ТС. Такой либеральный старт для реформы обновления общественного транспорта позволил только с помощью ГТЛК, начиная с 2009 года, поставить в 33 региона РФ свыше 6 тыс. отечественных автобусов на общую сумму свыше 35 млрд руб. А в настоящее время реформирование продолжается уже в рамках нацпроекта БКД.

В основном регионы закупают автобусы отечественного производства на газомоторном топливе, объемы продаж остаются стабильными, несмотря на проблемы 2020 года. Так, в 2018 году продажи составили 12,9 тыс. ед., в 2019 году — 13, 6, в 2020 году — 13 тыс. 2021 год, судя по данным за восемь месяцев, статистики рынка автобусов не испортит.

В январе — августе 2021 года на российском рынке было продано 8,59 тыс. ед. новых автобусов, что на 8,27% больше, чем в аналогичный период 2020 года. Продажи новых автобусов в августе этого года выросли на 31,12% относительно августа прошлого года и составили 1,11 тыс. ед.

Доля автобусов иностранных марок в январе — августе 2021 года сократилась на 2,82% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 10,34% рынка. Основной объем продаж по итогам первых восьми месяцев 2021 года составили дизельные автобусы — 61,64%. Доли автобусов, оснащенных газовыми и электрическими двигателями, выросли на 2,71% и 0,46% соответственно. Доли автобусов, оснащенных бензиновыми и биотопливными двигателями, сократились на 2,47% и 1,24% соответственно.

Один из главных принципов нацпроекта «Безопасные качественные дороги» — комплексный подход. Если коротко, то заключается он в следующем: те улицы, которые построены и отремонтированы в городских агломерациях в рамках нацпроекта, должны получить комфортабельный и безопасный общественный транспорт с современной системой оплаты проезда, который будет двигаться по оптимизированной маршрутной сети. Как было отмечено выше, рынок продаж автобусов остается стабильным на протяжении последних лет. Но это количественный аспект, а что с качеством транспортных средств, которые согласно нацпроекту должны соответствовать высоким стандартам?

Плавные и низкопольные — так можно охарактеризовать современные автобусы, которые придут на место устаревших в рамках проекта по обновлению общественного транспорта. Вот некоторые из них.

Так, КамАЗ в рамках сотрудничества с ГТЛК поставляет в регионы 89-местные низкопольные автобусы НефАЗ-5299-40-57. Эта машина с автоматической коробкой передач работает на природном газе метане. Независимая передняя подвеска автобуса обеспечивает плавность хода. Кузов машины изготовлен из композитных материалов, противостоящих коррозии. Автобусы поставляются в Пермь, Екатеринбург, Череповец, Новосибирск и на Кузбасс. При этом на КамАЗе уже подготовили 101-местную модификацию автобуса этой же модели, работающей на сжиженном метане.

Группа ГАЗ поставляет в регионы автобусы ЛиАЗ-529267 в двух модификациях — работающие на обычном и сжиженном природном газе. Речь о низкопольных автобусах вместимостью 114 человек, с отечественным газовым двигателем (ЯМЗ-536) экологического стандарта «Евро—5», оснащенных системой так называемого книлинга (наклоном машины в сторону остановки) для комфорта в том числе маломобильных пассажиров, автоматической коробкой передач, электронной системой торможения. В ЛиАЗ-529267 устанавливается современная цифровая начинка: система блокировки движения при открытых дверях, онлайн-телеметрия с возможностью контроля и передачи более 300 параметров, панорамные камеры видеонаблюдения, USB-зарядки, электронные рейсоуказатели и климат-контроль. Таким образом, новые автобусы соответствуют стандартам комфортной и безопасной среды российских городов.

Регионы, почувствовав реальную поддержку государства, в первую очередь в лице ГТЛК, в реформировании общественного транспорта, активно подают заявки на лизинговые контракты — они уже поступили от 53 субъектов РФ. Самые крупные поставки новых транспортных средств в рамках нацпроекта будут осуществляться в регионы, представленные на диаграмме. И это только начало.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР», кандидат экономических наук