Цифровизация транспорта

Стандартизация электронных сервисов

Ускорение цифровой трансформации отрасли

Уровень цифровой трансформации отрасли пассажирского транспорта общего пользования в Российской Федерации отстает от мирового. По оценке Правительства России, цифровизация транспортной отрасли может повысить ее эффективность на 35%. Стремительное развитие информационных технологий привело к возникновению множества электронных сервисов для пассажиров. Электронные билеты, онлайн–регистрация на рейсы, навигационные технологии онлайн мониторинга пассажирского транспорта, сервисы по гармонизации расписаний различных видов транспорта при мультимодальной перевозке становятся все более востребованными рынком пассажирских перевозок. Однако недостаточно быстрое проникновение развивающихся электронных сервисов в транспортную отрасль становится очевидным при анализе контента официальных сайтов большинства российских перевозчиков. Причины в основном экономические: перевозчики, зачастую поставленные на грань выживания, считают большинство сервисов избыточными. Это касается и телематических систем управления парком транспортных средств, и систем автоматизации производственных процессов автотранспортных предприятий, и универсальных билетных решений, и пассажирских сервисов в целом. Перевозчики не готовы инвестировать в развитие информационных технологий, если только к этому не побуждает действующее законодательство (например, в сфере транспортной безопасности). Тормозит цифровизацию и отсутствие стандартов, позволяющих интегрировать между собой инновационные решения различных производителей. Однако и в транспортной отрасли на сегодняшний день отсутствуют стандарты применения перевозчиками минимального набора необходимых и обязательных к применению электронных сервисов. АНО «За общественный транспорт» инициирует разработку таких стандартов для их включения в Социальный стандарт транспортного обслуживания населения наряду с требованиями по комфортности перевозок и оснащенности транспортных средств средствами информирования.

Разработка сайта ПАТП

Характеристика проблемы

Анализ сайтов российских перевозчиков пассажиров позволяет выявить несколько серьезных проблем. Многочисленные примеры здесь приводить не станем. Перевозчики знают об этих проблемах.

Иллюстрация: Пустой раздел "Маршруты" действующего сайта крупного государственного ПАТП.

Систематизация проблем

  • Сайта вообще нет или он не работает

    К сожалению, перевозчиков, предпочитающих по разным причинам работать "инкогнито", достаточно много. Далеко не всегда это теневые "извозчики", дублирующие маршруты официальных перевозчиков. Довольно часто "упавшие" сайты обнаруживаются у муниципальных автотранспортных предприятий, работающих в границах своего муниципального образования на безальтернативной основе.

  • Примитивный дизайн. Мешанина контента

    Вторая проблема может быть охарактеризована формулировкой: "Сайт написан системным администратором ПАТП". У специалистов подобного уровня, как правило, неглубокие познания в области веб-дизайна и верстки (вплоть до полного отсутствия необходимых навыков). Например, нормально пользоваться таким сайтом на мобильном устройстве вообще не представляется возможным. Ситуация усугубляется тем, что создавший сайт специалист рано или поздно увольняется из компании, и дальнейшее сопровождение доморощенного ресурса осуществляет его преемник. В этом случае бросается в глаза нарушение систематизации в разделах, усложняется поиск актуальной информации и, напротив, обнаруживается масса потерявшего актуальность, устаревшего и фрагментарного контента.

  • Дилетантизм веб-студий

    Сайт разработан веб-студией, основная специализация которой - написание "интернет-магазинов" модной одежды. Являясь специалистами в области графического дизайна и веб-программирования (но чаще - использующие готовые шаблоны), сотрудники студии имеют весьма общее представление о работе транспортного комплекса. Результат - добротный "сайт-визитка", содержащий "джентльменский набор" статичных страниц: "О компании", "История", "Руководство", "Вакансии", "Контакты". А что насчет пассажирских сервисов? Нет, не слышали.

  • Узкая специализация или конфликт интересов интеграторов

    Сайт создан при участии компании-интегратора определенного сервиса (например, мониторинговой компании или агрегатора автобусных билетов). Цель компании-интегратора ясна и в данном случае достигнута: на сайте перевозчика содержится избыточный функционал отдельно взятого сервиса на фоне отсутствия других, не менее важных функций. Нежелание партнера интегрировать в свою разработку решения различных производителей понятно: он рискует "отвязать" от себя заказчика, передав его сопровождение своим конкурентам. Но действия его в подобной ситуации далеки от ваших интересов.

Мы предлагаем консультационное содействие в разработке корпоративных сайтов ПАТП. Мы готовы предоставить свои услуги в разработке конкурсной документации на изготовление сайта, написании технического задания, не «заточенного» под возможности какого-либо интегратора решений, но максимально удовлетворяющих требованиям автотранспортного предприятия. Кроме того, мы готовы осуществить самостоятельно и с привлечением наших партнеров техническую разработку и дальнейшее сервисное сопровождение сайта ПАТП со сбалансированным набором электронных сервисов, современным дизайном, актуальным и грамотным контентом, включая всю необходимую правовую и служебную информацию.

Какие пассажирские сервисы, на наш взгляд, должны быть представлены на сайте ПАТП в приоритетном порядке?

  • Интерактивная маршрутная сеть с подробной навигационной информацией

    Мониторинговый сервис, включающий не только отображение местоположения автобусов в виде пиктограмм на карте, но и содержащий исчерпывающую информацию о маршрутах и расписаниях, с автоматическим расчетом времени прибытия транспортного средства определенного маршрута на заданную остановку (в городском сообщении).

  • Сервис моделирования маршрута пассажира

    Данный сервис должен предоставить пассажиру возможность вывода расписаний всех видов транспорта с поиском скорейшего маршрута. Аналогичный сервис реализуется агрегатором Яндекс и крупными организаторами перевозок (например, в Прибалтике - почти повсеместно). Однако данный сервис масштабируется и до формата "заказчик-ПАТП", и успешно реализован отдельными перевозчиками в России и Белоруссии.

  • Онлайн монитор прибытия и отправления

    Аналогичный сервис представлен в виде цифровых табло в аэропортах. Однако он не менее актуален и для пассажиров междугородных автобусных линий, и, в первую очередь, для пользователей объектов транспортной инфраструктуры - автовокзалов и автостанций. Онлайн монитор, доступный на сайте и в мобильном приложении ПАТП - обязательный сервис в системе "бесшовного" транспортного пространства. Он должен содержать не только фактическое расписание прибытия и отправления, но и информацию о транспортном средстве, наличии свободных мест и различные характеристики маршрута.

  • Сервис продажи билетов

    Сервис обязателен для междугородных перевозчиков, автовокзалов и автостанций. Должен содержать функцию онлайн бронирования и продажи билетов между двумя любыми остановками маршрута (включая начальную, конечную и промежуточные тарифные остановки) в прямом и обратном направлении, функцию просмотра расписания, информации о перевозчике и выбора рейса и места в автобусе, инструкцию по оплате и возврату, информацию о действующих льготах,глубине продажи, правилах провоза багажа и животных и прочую полезную информацию.

  • Платежный сервис транспортных карт

    Сервис необходим ПАТП, имеющим собственную систему транспортных карт или являющихся операторами или агентами сторонней (например, муниципальной) системы оплаты проезда. Предоставление пассажирам возможности пополнения транспортных карт в режиме онлайн снижает нагрузку и операционные расходы перевозчика на содержание сети билетных касс.

  • Сервис обратной связи пассажир-перевозчик

    Сервис должен предоставляться таким образом, чтобы ни одно обращение пассажира в адрес перевозчика, будь то в форме электронного письма или заказа обратного звонка не могло остаться без ответа. Зачастую причиной жалоб в вышестоящие органы (и "прилетающих" оттуда нагоняев) оказывается невозможность пассажира установить непосредственный контакт с перевозчиком, пообщаться напрямую с пассажирской службой (в обязанности которой и входит разрешение конфликтных ситуаций) или с руководством автопредприятия, в то время как в органах исполнительной власти подобных проблем почти не сталось.

  • Справочная служба

    Сервис Справочной службы (при ее наличии) подразумевает любые удобные пользователю формы получения информации: получение справки в режиме специального онлайн чата с оператором Справочной службы, посредством заказа обратного звонка. Кроме того, страница сервиса должна содержать исчерпывающие и понятно структурированные ответы на часто задаваемые вопросы и важную информацию (например, об изменении расписания и др.).

  • Сервис правовой и служебной информации

    Сервис правовой и служебной информации должен обеспечить представление пользователю исчерпывающей и понятно структурированной информации по вопросам, касающимся правил перевозок пассажиров и багажа, предоставления льгот отдельным категориям пассажиров, страхования ответственности перевозчика, платных услуг объектов транспортной инфраструктуры и других вопросов, касающихся правового и служебного характера, включая информацию, публикация которой требуется по закону (например, о закупочной деятельности государственных и муниципальных ПАТП и др.).