Пять лет безупречного опыта (доклад)

Пять лет безупречного опыта (доклад)
Публикуем доклад генерального директора АНО «За общественный транспорт» Александра Питиримова на совещании-семинаре ГУВО Росгвардии с начальниками подразделений вневедомственной охраны Росгвардии всех регионов России. 06.08.2024, Новосибирск.

Участие войск национальной гвардии РФ в обеспечении общественной безопасности на транспорте общего пользования представляет собой пять лет безупречного опыта, накопленного в осуществлении совместной работы ГУВО Росгвардии, территориальных подразделений вневедомственной охраны, транспортных систем регионов РФ, АО «ГЛОНАСС» и АНО «За общественный транспорт» в данном направлении.

С момента принятия в 2019 году решения о создании пилотных территорий, где Система централизованной охраны пассажирского транспорта была развернута впервые, к данной Системе к настоящему времени подключено уже 8 тыс. пассажирских транспортных средств, включая 5 тыс. единиц пассажирского транспорта, используемого на регулярных маршрутах маршрутной сети городов и 3 тыс. автобусов, используемых для перевозки детей к образовательным учреждениям в сельских муниципальных образованиях — так называемых «школьных автобусов».

В настоящее время в той или иной степени Система централизованной охраны пассажирского транспорта развернута и функционирует на территории 73 субъектов РФ.

Анализируя данные о работе Системы, хотелось бы обратить внимание на ряд основополагающих выводов, которые считаем необходимым положить в основу стратегии развития Системы в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

С ростом количества подключенных к Системе охраняемых объектов по-прежнему неизменным остается один статистический показатель. На всех охраняемых Росгвардией объектах пассажирского транспорта не зафиксировано ни единого чрезвычайного происшествия или случая нарушения общественного порядка, который не был бы оперативно и своевременно пресечен либо предотвращен прибывшими группами задержания вневедомственной охраны, прибывшими по тревожному сигналу, полученному от транспортного средства. Этот показатель мы считаем главным показателем эффективности работы Системы, в то время как увеличиваются показатели предотвращенных и пресеченных фактов нарушения правопорядка.

Также неизменным с увеличением числа охраняемых объектов остается показатель времени прибытия групп задержания вневедомственной охраны к тревожному транспортному средству, и это время не превышает нескольких минут со времени получения дежурным офицером тревожного сигнала.

Количество субъектов РФ, где уже функционирует Система централизованной охраны пассажирского транспорта, более чем вдвое превышает количество регионов, в которых развернуты силы обеспечения транспортной безопасности, аккредитованные на автомобильном транспорте. Следует также отметить, что за истекшие пять лет ни одна организация, аккредитованная Министерством транспорта России в качестве подразделения транспортной безопасности, не последовала примеру Росгвардии и не предприняла никаких шагов к обеспечению реагирования на тревожные извещения от пассажирских транспортных средств в режиме реального времени. Росгвардия, таким образом, по-прежнему остается единственным реальным силовым органом, обеспечивающим правопорядок на городском пассажирском транспорте и на школьных перевозках в оперативном режиме.

Вместе с тем, приведенные статистические показатели работы Системы в части подключенного автотранспорта коррелируют с данными о количестве транспортных средств, используемых в РФ для перевозки пассажиров следующим образом.

По данным Росстата, на регулярных маршрутах общественного транспорта эксплуатируется 140 тыс. транспортных средств и порядка 20 тыс. автобусов задействовано на выполнении школьных перевозок. Эти данные не являются данными об общем количестве зарегистрированных в РФ автобусов: по данным ГИБДД, всего зарегистрировано более 800 тыс. автобусов. В данном случае речь идет о городском пассажирском и школьном автотранспорте. Таким образом, в настоящее время к Системе централизованной охраны подключено 5% от числа используемых на данных видах перевозок транспортных средств, в том числе порядка лишь 3,5% от числа автобусов, задействованных на маршрутах регулярных пассажирских перевозок и порядка 15% школьных автобусов. Таким образом, охват рынка услуг оперативного реагирования на тревожные сообщения о фактах нарушения общественного порядка на пассажирском транспорте остается незначительным, и здесь, что называется, открыто широкое поле для самой активной работы в данном направлении. Разумеется, от региона к региону данные показатели разнятся, но региональную практику мы оставим за рамками настоящего доклада, чтобы не перегружать его статистическими показателями.

Со своей стороны, АНО «За общественный транспорт» продолжит предпринимать усилия по развитию Системы централизованной охраны в регионах РФ и, в частности, в ближайшей перспективе, предстоящей осенью, — на территории Северо-Западного и Сибирского федеральных округов, где будет проводиться начатая нами «точечная» работа с региональными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в сфере развития транспортных систем.

Кроме того, в рамках своей деятельности мы организуем и принимаем участие в организации и проведении тематических отраслевых конгрессных мероприятий в сфере пассажирского транспорта и транспортной безопасности.

В частности, тема участия Росгвардии в обеспечении безопасности пассажирского транспорта общего пользования стала ключевой для дискуссионной площадки организованного нами IV Всероссийского форума общественного пассажирского транспорта «Транспортная среда», прошедшего в апреле т.г. в Санкт-Петербурге в рамках научно-деловой программы Выставки передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства «Экспотехностраж. День передовых технологий».

Данная работа будет продолжена в текущем году. Очередной, пятый форум «Транспортная среда» мы планируем организовать и провести в Казани в декабре 2024 года. Одной из целей организации нами подобных отраслевых мероприятий (которая, как мы считаем, достигается нами в достаточной степени эффективно) является формирование авторитетного мнения членов профессионального и экспертного сообщества — о том, что необходимость участия Росгвардии в обеспечении безопасности на пассажирском транспорте общего пользования продиктована всеми сложившимися на сегодняшний день обстоятельствами.

В итоговые резолюции каждой из подобных дискуссионных площадок, по нашей инициативе и при поддержке экспертного сообщества, включается предложение к органам исполнительной власти субъектов РФ о более активном взаимодействии региональных транспортных систем с территориальными подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии по направлению обеспечения реальной (а не «бумажной», существующей лишь для отчетности) безопасности пассажирских перевозок в оперативном режиме.

По-прежнему, основной причиной недостаточно высокого уровня развития системы обеспечения правопорядка на пассажирском транспорте в режиме реального времени остается коллизия действующих правовых норм с фактическим положением дел в области обеспечения транспортной безопасности на городском пассажирском транспорте. Остается открытым вопрос, находящийся в компетенции Минтранса России, о наделении территориальных подразделений вневедомственной охраны Росгвардии статусом и полномочиями подразделений транспортной безопасности.

В этой связи, предлагаю создать на площадке ГУВО Росгвардии рабочую группу, целью которой стала бы проработка вопроса об аккредитации в установленном законом порядке территориальных подразделений вневедомственной охраны Росгвардии в качестве подразделений транспортной безопасности в некоторых (назовем их пилотными) регионах. В данную рабочую группу я готов войти лично и пригласить для работы в ней ведущих российских экспертов в области транспортной безопасности. При необходимости данное предложение будет представлено в адрес ГУВО в письменном виде.

В конечном итоге, полагаю, что указанные меры в этом направлении позволят прогнозировать кратное увеличение количества охраняемых объектов транспорта, приближающееся к обозначенным показателям емкости рынка уже в среднесрочной перспективе — в рамках действующих программ развития пассажирского транспорта.

  • Прикрепленный релиз

Пять лет безупречного опыта (доклад)

Пять лет безупречного опыта (доклад)

7 Авг 2024 Новости организации

Публикуем доклад генерального директора АНО «За общественный транспорт» Александра Питиримова на совещании-семинаре ГУВО Росгвардии с начальниками подразделений вневедомственной охраны Росгвардии всех регионов России. 06.08.2024, Новосибирск.

Подробнее