Полиция и спасатели о пожарах говорят сухо и без подробностей:
«Во время движения произошло возгорание моторного отсека».
На предприятии «Самара Авто Газ», за которым числились два из трех сгоревших автобусов, происшествия и вовсе не готовы обсуждать:
«В причинах пытаются разбираться профессионалы. Мы пока воздержимся от комментариев», — ответили нашему корреспонденту.
Редакция 63.RU обратилась за экспертным комментарием к генеральному директору АНО «За общественный транспорт» Александру Питиримову. По словам нашего собеседника, автобусы горят не только в Самаре.
— Если новостную ленту прошерстить, то таких примеров массу можно найти. За последнее время, к сожалению, во многих городах это происходит, — отмечает Александр Питиримов.
Эксперт считает, что есть несколько вероятных причин огненных ЧП.
— Конкретные, конечно, будут выяснять эксперты в рамках соответствующих дел — возможно, уголовных. Суммируя эти причины, по большому счету выделяем две. Если речь идет о новых автобусах, то здесь, конечно, все претензии к производителю. Во многих городах горят МАЗы, где-то ГАЗы, где-то ПАЗы. Что касается МАЗов (в последних двух пожарах в Самаре сгорели именно они. — Прим. ред.), то в свое время они перешли с немецкого оборудования на китайское. И, вероятно, новое оборудование, которое они устанавливают — двигательные сети, узлы, агрегаты, — могут быть не самого высокого качества. Например, топливные насосы, масляные насосы — пожароопасные элементы. Но я не слышал ни одной новости о том, что производитель отозвал бы партию машин, как бывает с легковыми, где обнаруживают какой-то технологический брак, — объясняет Александр Питиримов и добавляет, что производителей, поставляющих некачественные транспортные средства на рынок государственных и муниципальных закупок, не следует допускать без дополнительных проверок.
— Вторая вероятная причина связана с машинами, которые были закуплены давно. Тут вопрос к эксплуатирующим организациям, к перевозчику. Дело в том, что каждый автобус, будь он новый или не новый, должен проходить предрейсовый осмотр, а после возвращения в парк — послерейсовый. Вот тоже вопрос: насколько эти осмотры делаются «для галочки»? Это хорошо, если всё проходит по правилам. В противном случае возникают вопросы к компании-перевозчику. У эксплуатанта должен быть заключен какой-то договор с обслуживающей организацией. Либо его проводят компании, предоставляющие услуги по гарантии от производителя, либо технический личный состав компании-перевозчика. И снова вопрос: насколько они квалифицированы проводить такое техническое обслуживание? — подчеркивает собеседник 63.RU.
Александр Питиримов полагает, что такие дорогие машины — их стоимость исчисляется десятками миллионов рублей — должны обслуживать рабочие, в квалификации которых нет никаких сомнений.
— Это достаточно сложные, современные и высокотехнологичные транспортные средства. Подходить к ним с тем инструментарием и с той базой знаний, которыми располагали механики 20 или даже 10 лет назад, просто неправильно. Одно дело — что-то по ходовой части ремонтировать, другое дело — обслуживать узлы двигателя. Они как раз-таки достаточно технологичные, современные и, как мы выясняем сейчас, еще и пожароопасные в случае, если какой-то неправильный подход применяется, — отмечает эксперт.
Генеральный директор АНО «За общественный транспорт» напоминает также, что в каждом конкретном случае будут разбираться компетентные органы с привлечением экспертных комиссий. И без их выводов однозначный вердикт вынести нельзя. Но есть одно «но».
— Я не слышал нигде, ни в одном городе ни одной новости о том, что кто-то понес какую-то ответственность в результате. Да, выяснили причину: загорелся двигатель, топливный или масляный насосы — китайские. Посетовали на производителей, поставляющих некачественные детали. Ну и что дальше? Ждать, когда гром грянет, да? Основная масса производителей — добросовестные, автобусы — неплохие и чаще всего качественные. Так было всегда. А перевозчики должны понимать: ребята, вы не картошку возите, а людей. Нужно со всей ответственностью к этой задаче подходить, потому что все это может плохо кончиться в один прекрасный день, — напоминает собеседник 63.RU.
Александр Питиримов полагает, что при том количестве возгораний автобусов, которые наблюдаются по всей стране, уже необходимо составлять некую статистику, чтобы проследить причины и предотвратить следующие ЧП.
— Уже можно говорить о нездоровой тенденции. Горят именно новые автобусы. И особенно тревожно то, что выгорает он быстро, сделать ничего нельзя, оперативно потушить не получается. Хотя каждый автобус должен быть оснащен системой пожаротушения. Она устанавливается заводом и должна предотвратить его полное выгорание, потушить, допустим, моторный отсек, если там возгорание произошло. Но мы видим, что автобусы выгорают просто дотла, до основания. Либо эти системы пожаротушения не работают, либо их там нет, либо качество этих систем пожаротушения оставляет желать лучшего, — заключает наш собеседник.
Александр Питиримов рассказал, что не видел своими глазами ни одного экспертного заключения, поэтому не может утверждать, что причина заключается в этих системах.
— Но есть мысли такого рода, подозрения. Еще смущает отсутствие ответственности производителей. Видя такую тенденцию, я считаю, что изготовитель должен централизованно к этому вопросу подойти. Отозвать автобусы, конечно, оптимально, но понятно, что с линии все автобусы не снимешь — людей возить нужно. Но и поставщик, и эксплуатант должны эти поставленные транспортные средства проверить, перепроверить и убедиться в том, что они безопасны. Такие инциденты очень сильно влияют на репутацию перевозчиков и производителей общественного пассажирского транспорта. Какая здесь безопасность и какая репутация у такого общественного транспорта, который раз в два дня сгорает в таком относительно небольшом городе, как Самара? Если хоть в одном случае досконально разберутся, найдут виновника и привлекут к ответственности — это будет чудо. Пока такого не было, — заявляет Александр Питиримов.
По словам эксперта, ни перевозчики, ни производители еще не составили статистики по тому, какие автобусы чаще всего горят. И по причинам пожаров, соответственно, тоже. — Нам приходится самим искать новости просто по каким-то ключевым словам. В последнее время чаще всего приходится читать о МАЗе. Но конкретного производителя винить не хочется. Нужна наглядная статистика. Трудно самостоятельно выявить какую-то закономерность, потому что в материалах далеко не всегда указывают марки сгоревших машин, — заключает Александр Питиримов.