Александр Питиримов принял участие в обсуждении новых требований по транспортной безопасности (видео)

Александр Питиримов принял участие в обсуждении новых требований по транспортной безопасности (видео)

Требование обеспечения безопасности пассажиров общественного транспорта актуально, но выполнить его способны подразделения Росгвардии. Об этом рассказал генеральный директор АНО «За общественный транспорт» Александр Питиримов 9 декабря на «круглом столе» «Автомобильный и электрический транспорт: новые требования по ОТБ». 

Обсуждение проблемных вопросов безопасности на пассажирском транспорте, организованном Информационным агентством «Индустрия безопасности», проводилось в онлайн-формате, в нем приняли участие более 150 представителей государственных пассажирских предприятий из ряда регионов, включая Екатеринбург, Калининград, Крым, Краснодарский край, Курск, Новосибирск, Ростов, Тамбов,  Тверь, Тулу, Тюмень, а также представители Росавтодора и Ространснадзора.

Александр Питиримов рассказал о проблемных вопросах, относящихся как к регулированию действий перевозчиков в случае возникновения угроз незаконного вмешательства в работу транспортных средств. Постановлением Правительства РФ № 1640 в обязанность перевозчиков вменяется обеспечению реагирование силами ОТБ на совершение актов незаконного вмешательства в работу транспортных средств посредством передачи тревожного сигнала с транспортного средства.

Хулиганство, вандализм и различные противоправные действия против пассажиров и персонала транспортных средств относятся к числу наиболее распространенных угроз незаконного вмешательства в работу городского пассажирского транспорта общего пользования. Они возникают спонтанно, влекут за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и имущественного перевозчикам и вызывают справедливый общественный резонанс.

В пандемию к подобным вмешательствам в работу общественного транспорта добавились конфликты между пассажирами на почве неиспользования некоторыми недопонимающими гражданами медицинских масок. Такие конфликты стали происходить на транспорте ежедневно и нередко приводить к особо тяжким последствиям – вплоть до убийств.

Как рассказал Александр Питиримов, в городах, где кнопка тревожной сигнализации используется по своему прямому назначению, вызов наряда быстрого реагирования происходит каждый день. Об этом говорит сегодняшняя практика перевозчиков Санкт-Петербурга, Севастополя, Волгограда.

Таким образом, актуальность данного требования сегодня чрезвычайно высока. Однако насколько готовы силы ОТБ к реагированию на подобные вызовы в режиме реального времени?

Из 70 подразделений транспортной безопасности (ПТБ) автомобильного транспорта, аккредитованных в настоящее время Росавтодором, почти половина – 33 ПТБ работают в двух столицах – в Москве и Санкт-Петербурге. 59 из 70 ПТБ сосредоточены в 12 субъектах РФ. Всего данной деятельностью охвачено 23 региона России, а в 62 субъектах ПТБ отсутствуют. Причем в регионах присутствия они сосредоточены, чаще всего, в региональных центрах, тогда как всего в Российской Федерации насчитывается 1398 только городских поселений. «Поскольку общественный транспорт присутствует практически повсеместно, то можно с сожалением констатировать, что охват деятельностью ПТБ маршрутной сети общественного транспорта ничтожно мал», — отметил Александр Питиримов.

В этой связи в мае 2019 года депутат Государственной Думы Александр Васильев инициировал использование при обеспечении мер транспортной безопасности Системы централизованной охраны автомобильного транспорта, применяемой войсками национальной гвардии Российской Федерации, с учетом практики, наработанной Росгвардией, по обеспечению безопасности врачей выездных бригад скорой медицинской помощи.

Группы задержания подразделений вневедомственной охраны осуществляют свою деятельность в 1462 городских и сельских поселениях, при этом в 76 муниципальных районах и 25 городах они представлены единственным нарядом из всего состава комплексных сил по охране правопорядка.

По результатам рассмотрения депутатской инициативы правительством РФ, на площадке комитета Государственной Думы по транспорту и строительству состоялось его детальное обсуждение с участием представителей ГУВО Росгвардии, МВД России и Минтранса России, и было принято решение о проведении опытной эксплуатации системы обеспечения общественной безопасности на пассажирском транспорте общего пользования в трех субъектах РФ – в Санкт-Петербурге, Севастополе и Волгоградской области. Подробное описание проведенного тестирования представлено в статье, которая опубликована в 4-м номере журнала «Транспортная безопасность и технологии» за 2020 год.

Как происходит реагирование? В случае возникновения угрозы пассажирам или персоналу транспортного средства, водитель или кондуктор, не вмешиваясь в конфликт, не подвергая себя и пассажиров дополнительным рискам, нажимает кнопку тревожной сигнализации. Тревожный сигнал в автоматическом режиме отправляется на пульт вневедомственной охраны (минуя диспетчерские пункты автотранспортных предприятий). Дежурный офицер видит местоположение и движение тревожного транспортного средства в режиме реального времени и незамедлительно направляет к нему ближайший экипаж группы задержания. Время прибытия вооруженных экипажей вневедомственной охраны, как правило, не превышает 5 минут, даже с учетом петербургских пробок, что позволяет предотвратить либо пресечь противоправные действия.

За время проведения тестовой эксплуатации (три месяца в каждом пилотном регионе) подразделениями вневедомственной охраны отработано 283 тревожных сообщения. Из 283 выездов 40 оказались боевыми, то есть сопряженными с пресечением либо предотвращением реальной угрозы общественной безопасности.

В результате слаженных действий личного состава территориальных подразделений и транспортников предотвращено 13 зарегистрированных правонарушений, угрожающих жизни и здоровью пассажиров. Задержаны и переданы в полицию 10 нарушителей общественного порядка.

На сегодняшний день по итогам проведенного тестирования во всех пилотных субъектах между территориальными подразделениями вневедомственной охраны и организациями пассажирского транспорта уже заключены долгосрочные договоры о работе охранной системы в повседневном режиме.

В дальнейшем органам исполнительной власти субъектов РФ будут рекомендовать совместно с территориальными подразделениями Росгвардии, с учетом опыта пилотных регионов, использовать Систему централизованной охраны транспортных средств для обеспечения общественной безопасности на пассажирском транспорте общего пользования. Предложено инициировать обсуждение с участием заинтересованных органов государственной власти и организаций вопросов участия Росгвардии в обеспечении транспортной безопасности на общественном транспорте в статусе ПТБ.

Александр Питиримов также рассказал о проблемах деятельности небольших районных автовокзалов и автостанций, расположенных на международных автобусных маршрутах, на примере автовокзальной сети Псковской области.

Постановление правительства РФ № 1639 установило новые требования по обеспечению транспортной безопасности автостанций. Предписывается привлечение мобильных и круглосуточных сил подразделений транспортной безопасности, если на таких объектах осуществляется посадка или высадка пассажиров перевозчиками иностранных государств.

Через Псковскую область пролегают маршруты регулярных перевозок между Санкт-Петербургом и Белоруссией, Латвией и Эстонией, а также теми государствами, для которых они, в свою очередь, являются транзитными.  В государственной собственности региона сохранилась с советского периода автовокзальная сеть, которая представлена 25 объектами транспортной инфраструктуры, 9 из которых включены в международные маршруты. Причем 8 из 9 данных объектов транспортной инфраструктуры не подлежат «категорированию».

Эти небольшие объекты, в число которых входит два автовокзала – в городах Великие Луки и Остров и 7 автостанций, в первую очередь, выполняют роль центров транспортного притяжения для населения, проживающего в муниципальных районах Псковской области, преимущественно в сельской местности. «Немало подобных объектов в свое время было упразднено по экономическим соображениям во всей стране и, в том числе, в Псковской области. Ни к чему хорошему в плане транспортного обслуживания населения это не приводит, когда городские и сельские поселения с числом жителей до нескольких тысяч человек превращаются в медвежьи углы», — отметил Александр Питиримов.

«С учетом протяженности региона – 380 километров с севера на юг – исключение малых объектов транспортной инфраструктуры из международных маршрутов также нецелесообразно, поскольку это лишит пассажиров международных рейсов элементарного автовокзального обслуживания в пути. Подобная практика уже приводила к тому, что иностранные перевозчики совершали технические остановки на любых доступных по ходу движения объектах – на АЗС, на городских остановочных пунктах, у железнодорожных вокзалов и торговых центров. Понятно, что ни о какой транспортной безопасности в подобных случаях не может быть и речи», — сказал спикер.

Александр Питиримов усматривает две ключевых проблемы в реализации требования. Первая – отсутствие в Псковской области, как и в большинстве регионов России, аккредитованных подразделений транспортной безопасности.

Вторая проблема лежит в финансовой плоскости. Автовокзалы и автостанции Псковской области являются финансово убыточными. Выручка большинства малых автостанций колеблется в районе 1-1,5 млн рублей в месяц, а убытки, которые они несут, – в размере нескольких сотен тысяч рублей в месяц.

Стоимость услуг ближайших, петербургских подразделений транспортной безопасности начинается от 500 тыс. рублей в месяц только за один круглосуточный пост в составе двух сотрудников. Как правило, силами одного такого поста выполнить требования по защите невозможно и тогда затраты увеличатся как минимум в два раза. Кроме того, требуются расходы на приобретение дорогостоящего досмотрового оборудования, приема в штат и обучения новых сотрудников.

По словам Александра Питиримова, необходимость выполнения данного требования может привести к массовому закрытию малых автостанций, находящихся в приграничных областях РФ, на международных автобусных маршрутах. Он предложил экспертному сообществу, прежде всего, оценить, не являются ли данные требования избыточными.

«Чтобы все-таки найти способ, как исполнить новое требование, а не уйти от его исполнения, мы готовы инициировать обсуждение задействования мобильных и круглосуточных сил реагирования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации для обеспечения транспортной безопасности на малых, некатегорированных объектов транспортной инфраструктуры – по минимальным и, что особенно важно, регулируемым правительством РФ тарифам», — заключил Александр Питиримов.

Выступление вызвало интерес и вопросы у участников обсуждения. Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев отметил актуальность озвученной проблемы. Он рассказал, что неоднократно был в Псковской области и у него сложилось впечатление, что регион живет как после войны. По его словам, вдоль дорог «разруха и заброшенные деревни, где живет одна-две бабушки». По мнению Валерия Алексеева, содержать автостанцию в таких условиях нет никакой логики. Что касается безопасности на транспортных объектах, по его мнению, стоит рассмотреть возможность передачи функции по безопасности от автовокзалов к специалистам.