Требование обеспечения безопасности пассажиров общественного транспорта актуально, но выполнить его способны подразделения Росгвардии. Об этом рассказал генеральный директор АНО «За общественный транспорт» Александр Питиримов 9 декабря на «круглом столе» «Автомобильный и электрический транспорт: новые требования по ОТБ».
Обсуждение проблемных вопросов безопасности на пассажирском транспорте, организованном Информационным агентством «Индустрия безопасности», проводилось в онлайн-формате, в нем приняли участие более 150 представителей государственных пассажирских предприятий из ряда регионов, включая Екатеринбург, Калининград, Крым, Краснодарский край, Курск, Новосибирск, Ростов, Тамбов, Тверь, Тулу, Тюмень, а также представители Росавтодора и Ространснадзора.
Александр Питиримов рассказал о проблемных вопросах, относящихся как к регулированию действий перевозчиков в случае возникновения угроз незаконного вмешательства в работу транспортных средств. Постановлением Правительства РФ № 1640 в обязанность перевозчиков вменяется обеспечению реагирование силами ОТБ на совершение актов незаконного вмешательства в работу транспортных средств посредством передачи тревожного сигнала с транспортного средства.
Хулиганство, вандализм и различные противоправные действия против пассажиров и персонала транспортных средств относятся к числу наиболее распространенных угроз незаконного вмешательства в работу городского пассажирского транспорта общего пользования. Они возникают спонтанно, влекут за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и имущественного перевозчикам и вызывают справедливый общественный резонанс.
В пандемию к подобным вмешательствам в работу общественного транспорта добавились конфликты между пассажирами на почве неиспользования некоторыми недопонимающими гражданами медицинских масок. Такие конфликты стали происходить на транспорте ежедневно и нередко приводить к особо тяжким последствиям – вплоть до убийств.
Как рассказал Александр Питиримов, в городах, где кнопка тревожной сигнализации используется по своему прямому назначению, вызов наряда быстрого реагирования происходит каждый день. Об этом говорит сегодняшняя практика перевозчиков Санкт-Петербурга, Севастополя, Волгограда.
Таким образом, актуальность данного требования сегодня чрезвычайно высока. Однако насколько готовы силы ОТБ к реагированию на подобные вызовы в режиме реального времени?
Из 70 подразделений транспортной безопасности (ПТБ) автомобильного транспорта, аккредитованных в настоящее время Росавтодором, почти половина – 33 ПТБ работают в двух столицах – в Москве и Санкт-Петербурге. 59 из 70 ПТБ сосредоточены в 12 субъектах РФ. Всего данной деятельностью охвачено 23 региона России, а в 62 субъектах ПТБ отсутствуют. Причем в регионах присутствия они сосредоточены, чаще всего, в региональных центрах, тогда как всего в Российской Федерации насчитывается 1398 только городских поселений. «Поскольку общественный транспорт присутствует практически повсеместно, то можно с сожалением констатировать, что охват деятельностью ПТБ маршрутной сети общественного транспорта ничтожно мал», — отметил Александр Питиримов.
В этой связи в мае 2019 года депутат Государственной Думы Александр Васильев инициировал использование при обеспечении мер транспортной безопасности Системы централизованной охраны автомобильного транспорта, применяемой войсками национальной гвардии Российской Федерации, с учетом практики, наработанной Росгвардией, по обеспечению безопасности врачей выездных бригад скорой медицинской помощи.
Группы задержания подразделений вневедомственной охраны осуществляют свою деятельность в 1462 городских и сельских поселениях, при этом в 76 муниципальных районах и 25 городах они представлены единственным нарядом из всего состава комплексных сил по охране правопорядка.
По результатам рассмотрения депутатской инициативы правительством РФ, на площадке комитета Государственной Думы по транспорту и строительству состоялось его детальное обсуждение с участием представителей ГУВО Росгвардии, МВД России и Минтранса России, и было принято решение о проведении опытной эксплуатации системы обеспечения общественной безопасности на пассажирском транспорте общего пользования в трех субъектах РФ – в Санкт-Петербурге, Севастополе и Волгоградской области. Подробное описание проведенного тестирования представлено в статье, которая опубликована в 4-м номере журнала «Транспортная безопасность и технологии» за 2020 год.
Как происходит реагирование? В случае возникновения угрозы пассажирам или персоналу транспортного средства, водитель или кондуктор, не вмешиваясь в конфликт, не подвергая себя и пассажиров дополнительным рискам, нажимает кнопку тревожной сигнализации. Тревожный сигнал в автоматическом режиме отправляется на пульт вневедомственной охраны (минуя диспетчерские пункты автотранспортных предприятий). Дежурный офицер видит местоположение и движение тревожного транспортного средства в режиме реального времени и незамедлительно направляет к нему ближайший экипаж группы задержания. Время прибытия вооруженных экипажей вневедомственной охраны, как правило, не превышает 5 минут, даже с учетом петербургских пробок, что позволяет предотвратить либо пресечь противоправные действия.
За время проведения тестовой эксплуатации (три месяца в каждом пилотном регионе) подразделениями вневедомственной охраны отработано 283 тревожных сообщения. Из 283 выездов 40 оказались боевыми, то есть сопряженными с пресечением либо предотвращением реальной угрозы общественной безопасности.
В результате слаженных действий личного состава территориальных подразделений и транспортников предотвращено 13 зарегистрированных правонарушений, угрожающих жизни и здоровью пассажиров. Задержаны и переданы в полицию 10 нарушителей общественного порядка.
На сегодняшний день по итогам проведенного тестирования во всех пилотных субъектах между территориальными подразделениями вневедомственной охраны и организациями пассажирского транспорта уже заключены долгосрочные договоры о работе охранной системы в повседневном режиме.
В дальнейшем органам исполнительной власти субъектов РФ будут рекомендовать совместно с территориальными подразделениями Росгвардии, с учетом опыта пилотных регионов, использовать Систему централизованной охраны транспортных средств для обеспечения общественной безопасности на пассажирском транспорте общего пользования. Предложено инициировать обсуждение с участием заинтересованных органов государственной власти и организаций вопросов участия Росгвардии в обеспечении транспортной безопасности на общественном транспорте в статусе ПТБ.
Александр Питиримов также рассказал о проблемах деятельности небольших районных автовокзалов и автостанций, расположенных на международных автобусных маршрутах, на примере автовокзальной сети Псковской области.
Постановление правительства РФ № 1639 установило новые требования по обеспечению транспортной безопасности автостанций. Предписывается привлечение мобильных и круглосуточных сил подразделений транспортной безопасности, если на таких объектах осуществляется посадка или высадка пассажиров перевозчиками иностранных государств.
Через Псковскую область пролегают маршруты регулярных перевозок между Санкт-Петербургом и Белоруссией, Латвией и Эстонией, а также теми государствами, для которых они, в свою очередь, являются транзитными. В государственной собственности региона сохранилась с советского периода автовокзальная сеть, которая представлена 25 объектами транспортной инфраструктуры, 9 из которых включены в международные маршруты. Причем 8 из 9 данных объектов транспортной инфраструктуры не подлежат «категорированию».
Эти небольшие объекты, в число которых входит два автовокзала – в городах Великие Луки и Остров и 7 автостанций, в первую очередь, выполняют роль центров транспортного притяжения для населения, проживающего в муниципальных районах Псковской области, преимущественно в сельской местности. «Немало подобных объектов в свое время было упразднено по экономическим соображениям во всей стране и, в том числе, в Псковской области. Ни к чему хорошему в плане транспортного обслуживания населения это не приводит, когда городские и сельские поселения с числом жителей до нескольких тысяч человек превращаются в медвежьи углы», — отметил Александр Питиримов.
«С учетом протяженности региона – 380 километров с севера на юг – исключение малых объектов транспортной инфраструктуры из международных маршрутов также нецелесообразно, поскольку это лишит пассажиров международных рейсов элементарного автовокзального обслуживания в пути. Подобная практика уже приводила к тому, что иностранные перевозчики совершали технические остановки на любых доступных по ходу движения объектах – на АЗС, на городских остановочных пунктах, у железнодорожных вокзалов и торговых центров. Понятно, что ни о какой транспортной безопасности в подобных случаях не может быть и речи», — сказал спикер.
Александр Питиримов усматривает две ключевых проблемы в реализации требования. Первая – отсутствие в Псковской области, как и в большинстве регионов России, аккредитованных подразделений транспортной безопасности.
Вторая проблема лежит в финансовой плоскости. Автовокзалы и автостанции Псковской области являются финансово убыточными. Выручка большинства малых автостанций колеблется в районе 1-1,5 млн рублей в месяц, а убытки, которые они несут, – в размере нескольких сотен тысяч рублей в месяц.
Стоимость услуг ближайших, петербургских подразделений транспортной безопасности начинается от 500 тыс. рублей в месяц только за один круглосуточный пост в составе двух сотрудников. Как правило, силами одного такого поста выполнить требования по защите невозможно и тогда затраты увеличатся как минимум в два раза. Кроме того, требуются расходы на приобретение дорогостоящего досмотрового оборудования, приема в штат и обучения новых сотрудников.
По словам Александра Питиримова, необходимость выполнения данного требования может привести к массовому закрытию малых автостанций, находящихся в приграничных областях РФ, на международных автобусных маршрутах. Он предложил экспертному сообществу, прежде всего, оценить, не являются ли данные требования избыточными.
«Чтобы все-таки найти способ, как исполнить новое требование, а не уйти от его исполнения, мы готовы инициировать обсуждение задействования мобильных и круглосуточных сил реагирования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации для обеспечения транспортной безопасности на малых, некатегорированных объектов транспортной инфраструктуры – по минимальным и, что особенно важно, регулируемым правительством РФ тарифам», — заключил Александр Питиримов.
Выступление вызвало интерес и вопросы у участников обсуждения. Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев отметил актуальность озвученной проблемы. Он рассказал, что неоднократно был в Псковской области и у него сложилось впечатление, что регион живет как после войны. По его словам, вдоль дорог «разруха и заброшенные деревни, где живет одна-две бабушки». По мнению Валерия Алексеева, содержать автостанцию в таких условиях нет никакой логики. Что касается безопасности на транспортных объектах, по его мнению, стоит рассмотреть возможность передачи функции по безопасности от автовокзалов к специалистам.