Александр Питиримов принял участие в совещании с транспортниками Калининграда

Александр Питиримов принял участие в совещании с транспортниками Калининграда

Александр Питиримов по приглашению УВО ВНГ России по Калининградской области в качестве эксперта принял участие в рабочем совещании замминистра развития инфраструктуры Калининградской области Алексея Ржанова с пассажирскими перевозчиками.

Комментарий Александра Питиримова

Проблемы перевозчиков похожи во всех регионах. Хотелось бы, чтобы они не отражались на качестве обслуживания пассажиров, но и без этого, к сожалению, не обходится. Город встречает 27-градусной жарой в конце апреля. Новые автобусы, которых в Калининграде немало, оборудованы кондиционерами… неработающими по причине экономии топлива. Приходится экономить. А микроскопические форточки, установленные по технологии в таких автобусах, ситуацию не спасают. Но коль скоро проблему выключенных кондиционеров взял на карандаш замминистра, а возражать никто из перевозчиков не отважился, похолодание гарантировано.

В перевозочном секторе Калининграда сильная конкурентная среда. Причём конкуренция тем сильнее (в хорошем смысле), чем сильнее позиции, занимаемые на рынке единственным муниципальным предприятием КалининградГорТранс. Начало этой истории известно: в похожей ситуации в разное время оказались десятки регионов РФ. А многие и сегодня находятся. С падением муниципального перевозчика как грибы после дождя расплодились маршрутки — на городских улицах и на длинном междугородном плече. Там, где, в отличие от сельского пригорода, есть окупаемость. На пригородную бесхлебицу частника калачом не заманишь, и Калининградская область не исключение. В общем, пока муниципальный ГорТранс лежал на обеих лопатках, на городских маршрутах забурлила вакханалия частников, столь любимых и оберегаемых антимонопольными службами, со всеми отсюда вытекающими. Близость Европы сказалась на том, что улицы западного российского анклава наводнили списанные в Германии и Польше 30-летние Мерседесы, МАНы и прочие самодвижущиеся археологические артефакты эпохи кайзера Вильгельма. Одно благо — это хотя бы были автобусы большой вместимости. Но и маршрутчики на бешеных Спринтерах и вездесущих ГАЗелях тоже свой куш сорвали. Так было и оставалось бы, наверное, по сей день, если бы региональное правительство и мэрия не повернулись лицом к проблемам собственного ГорТранса.

В ходе подготовки к ЧМ город закупил сразу 140 новых автобусов МАЗ-203 в единой цветовой палитре: Янтарному краю достались автобусы соответствующей «янтарной» масти. Короче, рыжие, но симпатичные. На заводе МАЗ в Минске некогда довелось понаблюдать за их сборкой. Попутно (и в этом, несомненно, отражён государственный подход местной транспортной власти) была упорядочена (а фактически — создана заново) городская маршрутная сеть и разыгран конкурс среди перевозчиков, в котором ГорТранс с обновлённым автобусным парком оказался вне конкуренции, точнее в объективно выигрышном положении на фоне забугорного автохлама. Так КалининградГорТранс восстановил позиции на рынке и выпускает теперь ежедневно на линию 120 новых автобусов (на самые «хлебные» городские маршруты), а вдобавок к ним ещё 80 троллейбусов и трамваев. И вот тут самое интересное: как среагировал частник? Вначале приуныл. И сильно поредели его ряды. Зато сегодня на улицах города частные автобусы выглядят зачастую не хуже муниципальных. Например, такие же новые МАЗ-203. Старые «мерины» сильно намарафечены, борозды не портят и, во всяком случае, не выглядят уже, как заблудившиеся баварцы — с вывесками и рекламой на немецком. И они не просто намарафечены, а буквально «одеты» в индивидуальные, узнаваемые ливреи. У каждого перевозчика своё, креативное (не как в Москве, допустим, — все маршрутки синие) цветовое решение. И главное — их немного здесь, всяких разных. В глазах не рябит. Всё упорядочено и пристойно. И даже вездесущие маршрутки (без них в России никуда, мы любим быструю езду!) — это новые Спринтеры, поголовно жёлтого цвета. Туристическим фотосессиям не мешают, напротив, вписываются в европеизированный пейзаж почти органично. Хочешь мчаться скорее и с остановками у фонарных столбов — валяй. Хочешь ехать с комфортом в большом низкопольном автобусе с кондиционером и кондуктором — пожалуйста на остановку. 

Интерактивных табло на остановках замечено не было. Для их работы требуется ГЛОНАСС в автобусах. Он есть, но, как и кондиционеры, в отключке: данные в Региональную диспетчерскую службу не передаются, потому что перевозчикам приходится экономить на сотовой связи. Но раз замминистра вопрос и с ГЛОНАССом заострил, то дело пойдёт. А там и до транспортной безопасности будет уже рукой подать. Пока не до неё: денег на решения, требуемые массой подзаконных актов, зачастую откровенно транспортную безопасность профанирующих и регулирующих, скорее, бизнес аккредитованных ЧОПов, у перевозчиков нет. А решение по обеспечению общественной безопасности в автобусах, троллейбусах и трамваях, предлагаемое Росгвардией, хоть таких денег и не требует, не регламентировано ширящимся и множащимся законодательством о транспортной безопасности. В отличие от МВД и других силовых ведомств, Росгвардия не входит в число структур, которые необходимо информировать об актах незаконного вмешательства в работу транспортных средств. Вот никто и не информирует. Несмотря на то обстоятельство, что управления вневедомственной охраны Росгвардии готовы решать задачи по обеспечению общественной безопасности на пассажирском транспорте, реагируя силовыми подразделениями в течение считанных минут на акты хулиганства или вандализма в автобусе — стоит только кондуктору нажать кнопку тревожной сигнализации. Ни один ЧОП, даже самый зааккредитованный, такого реагирования обеспечить не сможет. Есть тут над чем задуматься.

Новости

КАМАЗ на форуме «Транспортная среда»

КАМАЗ на форуме «Транспортная среда»

Новости партнеров

Руководители ПАО «КАМАЗ» приняли участие в работе III Всероссийского форума общественного пассажирского транспорта «Транспортная среда», который прошёл 5-7 апреля в Казани.

Подробнее
Контакты
Меню