Об этом сообщил председатель Комитета по транспорту города Казани Алексей Сидоров на пленарном заседании Пятого Всероссийского форума общественного пассажирского транспорта «Транспортная среда». Помимо обновления подвижного состава, основными направлениями транспортной реформы стали оптимизация маршрутной сети и внедрение информационных технологий управления транспортным комплексом.
В рамках разработки проекта новой маршрутной сети городские власти осуществили обследование пассажиропотоков, обработали 7000 обращений и предложений, и приняли более 70 поправок.
По условиям открытого конкурса на право выполнения транспортной работы, перевозчик должен был выполнить ряд требований, единых для автотранспортных предприятий всех форм собственности: заменить подвижной состав новыми большими низкопольными автобусами и осуществлять перевозку пассажиров льготных категорий. Не приходится удивляться, что владельцы разваливающихся «Газелей» и ржавых «ПАЗиков» разом остались не у дел, а победителем в конкурсе стало муниципальное ПАТП №2, получившее по программам развития транспортного комплекса новый подвижной состав.
С 2020 года парк пассажирского транспорта Казани пополнился 241 автобусом, 79 троллейбусами и одним новым поездом метро. Сегодня на 73 городских маршрута выходит 612 автобусов, 136 троллейбусов и 87 трамваев (в том числе на кольцевом трамвайном маршруте протяженностью 34 км), а по линии метро курсирует 15 поездов (51 вагон).
Внедрение автоматизированных систем диспетчерского управления и оплаты проезда позволило предприятиям, по словам руководителя Комитета, практически уйти от взимания наличной выручки. Свыше 96 процентов пассажиров оплачивают проезд безналичным способом, посредством банковских и транспортных карт. По количеству электронных табло на остановочных пунктах Казань является одним из лидирующих в России городов: таких табло на улицах Казани — 380. Оповещение в городском транспорте осуществляется на трех языках: русском, татарском и английском.
Говоря о проблемах, Алексей Сидоров отметил, в частности, необходимость замены 56 автобусов, возраст которых превышает 10 лет, и предельный износ 70 километров трамвайных путей и контактной сети. Однако, наиболее острой проблемой, по мнению председателя Комитета по транспорту, остается дефицит квалифицированных водительских кадров. Несмотря на своевременную индексацию заработной платы (средняя зарплата водителя автобуса в Казани составляет 118 тысяч рублей) и существенные меры социальной поддержки, дефицит водительского персонала составляет 358 работников.
При существенном уровне автомобилизации (474 тысячи автомобилей, зарегистрированных в городе, ежедневно перевозят 570 тысяч человек), социальная значимость общественного транспорта остается неизменно высокой: ежедневно городской транспорт Казани выполняет перевозку 750 тысяч пассажиров, и от надежной работы транспортного комплекса зависит качество жизни людей.