В своем докладе спикер сформулировал шесть ключевых направлений работы по кардинальному повышению уровня транспортной безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры в Российской Федерации: достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов государства; существенное увеличение целевого финансирования решения проблем транспортной безопасности; незамедлительную разработку и совершенствование нормативно-правовых основ транспортной безопасности, приведение их в соответствие с международными требованиями; необходимость обустройства автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных автомобильно-речных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах государств-участников Таможенного союза новейшими техническими средствами системы безопасности; разработку общенациональной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы страны с одновременным ужесточением контроля за исполнением нормативных требований по технической и экологической безопасности при перевозках; создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности.
В частности, говоря о совершенствовании нормативно-правовой базы системы транспортной безопасности, Игорь Сильченков остановился на правовых новеллах в данной области — подготовленных октябре и ноябре текущего года приказов Минтранса России, касающихся установления дополнительных индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении госконтроля за соблюдением мер по обеспечению транспортной безопасности. Одним из таких индикаторов на автомобильном, городском наземном электротранспорте и в дорожном хозяйстве станет привлечение водителей контролируемого хозяйствующего субъекта к административной ответственности за нарушения требований в области безопасности дорожного движения, в т.ч. за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов; управление транспортным средством при наличии неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена; нарушение правил применения ремней безопасности; управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения.
В части регулирования деятельности подразделений транспортной безопасности представитель надзорного органа сосредоточил внимание участников Форума на подготовленном Минтрансом России нормативном положении, что наличие информации об аннулировании аккредитации специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности в реестре аккредитованных лиц станет еще одним поводом для внеплановой проверки в рамках госконтроля в области транспортной безопасности.
Тем не менее, подчеркнул Игорь Сильченков, нормативная неопределенность в ряде вопросов еще остается. Это и вопрос об инициаторе решения о внеочередной аттестации работников сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе в случае их привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере обеспечения транспортной безопасности, и соблюдение установленного срока подготовки документов претендентов на прохождение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в условиях практических реалий соблюдения нормативных сроков рассмотрения запросов в МВД России и сроков действия результатов медицинских исследований. В экспертном сообществе ведется обсуждение коллизии трудового законодательства и законодательства в области транспортной безопасности: например, к каким работам могут быть допущены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, прошедшие государственную аттестацию в подразделениях транспортной безопасности, в каких случаях достаточно проведение инструктажа по соблюдению требований транспортной безопасности вместо аттестации и многое другое.
С содокладом по вопросу надзора за деятельностью нелегальных перевозчиков, осуществляющих регулярные рейсы под видом заказных перевозок, выступил заместитель МТУ Ространснадзора по Приволжскому Федеральному округу Радик Рамазанов. Республика Татарстан — один из немногих регионов России, где, благодаря слаженной работе надзорного органа, ГИБДД и регионального Минтранса, любая деятельность «серых» перевозчиков, включая транзитеров из соседних регионов, пресекается максимально жестко и эффективно.
Как подытожил Игорь Сильченков, губернаторы и органы исполнительной власти сегодня в полной мере осознают важность и значимость защиты населения от актов незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса. И Ространснадзор готов оказать поддержку в рамках своих полномочий и возможностей.