Секция 1. Модернизация общественного пассажирского транспорта. Отчет (обновлено)

Секция 1. Модернизация общественного пассажирского транспорта. Отчет (обновлено)
Фото: Павел Донсков

В секции «Модернизация общественного пассажирского транспорта» приняли участие представители региональных органов исполнительной власти в сфере транспорта, руководители пассажирских автотранспортных предприятий, представители РОСДОРНИИ, РЖД, предприятий отрасли транспортного машиностроения.

Александр Васильев. Фото: Павел Донсков

Открывая мероприятие, Александр Васильев, депутат, член Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, подчеркнул, что ключевой акцент Форума сделан на участии городских агломераций в Федеральном проекте «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Депутат назвал Федеральный проект универсальным инструментом реализации государственной политики, нацеленной на развитие транспортной отрасли Российской Федерации.

Александр Васильев

О востребованности городского пассажирского транспорта красноречиво свидетельствуют цифры.

В России совершается на городском пассажирском транспорте совершается 17 миллиардов поездок.

Свыше 90% всех поездок на общественном транспорте приходится именно на городской пассажирский транспорт.

В среднем каждый житель нашей страны пользуется услугами общественного транспорта 250 раз в год. Таким образом, это одна из самых часто используемых населением публичных услуг.

Депутат Государственной Думы акцентировал внимание участников Форума на критическом состоянии подвижного состава общественного транспорта, которое обусловлено чрезвычайно длительным периодом эксплуатации без обновления.

Александр Васильев

Из четырехсот десяти тысяч российских автобусов почти половина (46%) старше 15 лет, а средний возраст парка 16,5 лет.

Говоря о состоянии инфраструктуры наземного электрического транспорта, эксперты приходят к выводу о её практически полном, 80-процентном износе.

В рамках вступительного доклада Александр Васильев представил целевую модель управления региональным транспортным комплексом, сравнив её с действующей, во многом устаревшей моделью управления и выделив в качестве приоритета целевой модели выполнение и повышение стандартов качества транспортных услуг.

Владимир Пащенко. Фото: Павел Донсков

Начальник управления транспортного планирования дирекции по развитию интеллектуальных транспортных систем РОСДОРНИИ Владимир Пащенко подробно рассказал о реализации регионами мероприятия Нацпроекта БКД по обновлению подвижного состава общественного транспорта.

Представитель РОСДОРНИИ сообщил о требованиях, предъявляемых к подвижному составу, раскрыл механизм предоставления государственных субсидий, осветил порядок отбора субъектов РФ для участия в мероприятии, подробно остановился на принципах построения реформы общественного транспорта в регионах. Доклад Владимира Пащенко стал основным докладом секции и привлек самое пристальное внимание аудитории.

Владимир Медведев. Фото: Павел Донсков
Олег Князев. Фото: Павел Донсков
Евгений Здоренко. Фото: Павел Донсков

Руководители транспортной отрасли регионов: заместитель председателя Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Владимир Медведев, Заместитель начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области Олег Князев и Начальник отдела автомобильного транспорта и инфраструктуры Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Евгений Здоренко доложили о состоянии, мерах поддержки и планах по модернизации регионального транспортного комплекса. Подробно остановившись на ключевых проблемах, руководители областных ОИВ представили основные аспекты трансформации региональной отрасли общественного транспорта, обсудили проблематику создания единой платежной системы, интеллектуальных транспортных систем, поделились опытом развития сетей транспортной инфраструктуры и отдельных видов пассажирского транспорта: автомобильного, наземного электрического, железнодорожного, авиационного, водного транспорта, метрополитенов и такого уникального для региональных транспортных систем вида пассажирского транспорта общего пользования как канатная дорога.

Антонина Маркина. Фото: Павел Донсков

Представитель РЖД, заместитель Генерального директора по развитию АО «Волгоградтранспригород» Антонина Маркина поделилась уникальным опытом развития внутреннего туризма с помощью пригородного железнодорожного транспорта. Привлекая дополнительный пассажиропоток, железнодорожники организуют туристические маршруты выходного дня из Волгограда в города Поволжья и из различных городов России в Волгоград.

Антонина Маркина

Экскурсионную и туристскую деятельность АО «Волгоградтранспригород» осуществляет с ноября 2017 года. За это время в ней приняли участие свыше 50 тыс. человек. Организованы экскурсии в городские музеи и моторвагонное депо Волгоград, Приволжскую детскую железную дорогу в рамках проекта «Депо профессии». Открыты туристические маршруты выходного дня из Волгограда в Астрахань и из Саратова в Волгоград. Помимо межрегионального сообщения, мы возим туристов по Волгоградской области. В частности, в музей казачьего быта «Казачий курень», расположенный в Иловлинском районе, и на бальнеологический курорт Эльтон с посещением одноимённого санатория. В 2021 году планируем запустить ещё три новых туристических маршрута: Волгоград – Урюпинск, Волгоград – Камышин, «Земля Поволжья». Последний подразумевает встречу в аэропорту Волгограда и экскурсии по городам Нижнего Поволжья с посещением достопримечательностей Волгограда и Астрахани.

Михаил Набиркин. Фото: Павел Донсков

О развитии модельного ряда, финансовых инструментах и сервисном обслуживании автобусов VOLGABUS рассказал Михаил Набиркин, помощник генерального директора ООО «Волгабас Волжский». Машиностроительный завод VOLGABUS представляет собой 2 научно-производственных комплекса, расположенных в Волгоградско-Волжской агломерации и во Владимирской области. Его общая площадь превышает 200 000 квадратных метров, суммарные производственные мощности позволяют выпускать до 3000 автобусов в год. В штате предприятия работают более 1500 сотрудников. Завод оснащен гибкими производственными линиями, позволяющими оперативно выполнять крупные заказы.

Для финансовой поддержки потребителей продукции VOLGABUS предприятием организовано взаимодействие с крупнейшими лизинговыми компаниями России. Подбор оптимальной программы лизинга осуществляется с минимальным удорожанием. Завод оказывает содействие в работе с банковскими институтами для привлечения финансирования аванса по контракту в рамках процедуры факторинга.

В целях организации сервисной поддержки ПАТП, эксплуатирующих автобусы VOLGABUS, завод-изготовитель предлагает создание концессионного склада расходных материалов, технических жидкостей и запчастей для ТО, обучение сервисного персонала, а также открытие фирменной сервисной станции либо сервисный контракт с крупной региональной СТО.

Андрей Смольяков. Фото: Павел Донсков

Руководитель ООО «Автобусный-Центр Столица», официального дилера ПАО «КАМАЗ» по пассажирской технике Андрей Смольяков представил компетенции ООО «АСЦ» в поставках пассажирского транспорта в регионы в рамках Национального проекта БКД, федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. По итогам 2020 года «Автобусный-Центр Столица» признан лучшим дилерским центром в пассажирском сегменте КАМАЗ. Объем максимального реализованного контракта составил 3 млрд. рублей.

Андрей Смольяков обосновал преимущества сервисного контракта, предлагаемого дилером для эксплуатирующих ПАТП, а также рассказал о возможностях ООО «АСЦ» обеспечить потребителей заправкой АГНКС при поставке пассажирской техники на компримированном природном газе.

Александр Питиримов. Фото: Павел Донсков

В завершении секции Александр Питиримов, генеральный директор АНО «За общественный транспорт», выступил с докладом на тему «Экономика транспортной отрасли в постпандемический период: переход от мер господдержки к взысканиям и банкротству». Докладчик обратил внимание делегатов Форума на проблему банкротства целого ряда крупных региональных и муниципальных ПАТП.

В сложившейся ситуации, едва только наша отрасль стала подниматься вместе со всей экономикой, постепенно выходящей из пандемического кризиса (пока ни о каком «отскоке» говорить не приходится), вдруг стало происходить то, что лично у меня вызывает стойкое чувство когнитивного диссонанса.

На фоне беспрецедентной государственной поддержки транспортной отрасли, выразившейся не только в антикризисном кредитовании предприятий, но в установлении в качестве национальной цели модернизации пассажирского транспорта, государство в лице налоговых органов возобновило борьбу с пассажирскими ГУПами и МУПами, подняв новую волну банкротств.

Руководитель профильной некоммерческой организации предложил включить в резолюцию Форума рекомендацию в адрес Правительства РФ о продлении моратория на банкротство ПАТП до конца 2021 года или до окончания пандемии, а также в адрес Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы с предложением о возвращении в Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» нормы, в соответствии с которой целью создания унитарных предприятий является, в числе прочего, необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам. Эта норма была исключена из закона в 2019 году, но как показал 2020 год, это, по мнению докладчика, было сделано ошибочно.

Олег Скрябин, генеральный директор УП «Волжская А/К 1732». Фото: Павел Донсков

Предложение Александра Питиримова было поддержано участниками дискуссии. Принято решение о подготовки в месячный срок Резолюции Форума и направлении её в адрес заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации.