Секция 3. Цифровизация общественного пассажирского транспорта. Отчет

Секция 3. Цифровизация общественного пассажирского транспорта. Отчет
Фото: Павел Донсков

Газета «ТРАНСПОРТ РОССИИ», генеральный информационный партнер форума «Транспортная среда»

За последние годы появилось множество цифровых сервисов, которые конкурируют друг с другом за внимание пользователей. Конечно, это стимулирует рост индустрии, так как лидеры рынка постоянно предлагают новые идеи и задают тренды. «Компании-цифровики» осуществляют комплексное транспортное планирование для городов и регионов, разрабатывают программы и схемы комплексного развития транспортной инфраструктуры.

Илья Осипов. Фото: Павел Донсков

Секция Цифровизация общественного пассажирского транспорта продолжила тему безопасности. Генеральный директор группы компаний «АВО» Илья Осипов, при активном участии директора дирекции по развитию и поддержке продуктов ЭРА-ГЛОНАСС АО «ГЛОНАСС» Артёма Климовского, доложил о завершившемся процессе интеграции Системы централизованной охраны автомобильного транспорта Росгвардии, разработчиком и техническим оператором которой является группа компаний «АВО», и Государственной автоматизированной информационной системы (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС» (оператор — АО «ГЛОНАСС»).

Интеграция систем позволяет обеспечить широчайший охват территории Российской Федерации услугой по охране подвижных объектов городского наземного пассажирского транспорта общего пользования и полностью исключить интеграционные проблемы.

Илья Осипов

Сегодня можно вести речь о наличии универсальной системы безопасности пассажирского транспорта, которая в автоматическом режиме способна реагировать на угрозы транспортной, общественной безопасности и безопасности дорожного движения.

Владимир Валдин. Фото: Павел Донсков

Директор по решениям в области общественного транспорта Владимир Валдин сделал подробный доклад о решениях в области маршрутного транспорта на основе решений PTV Visum, касающихся транспортного планирования и моделирования, оптимизации маршрутной сети и учета пассажиропотоков. 

Наибольший интерес профессионального сообщества вызвал составленный компанией SIMETRA с использованием инструментальных методов оценки маршрутных сетей Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта, содержащий информацию о 76 транспортных системах. 

Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта — это в первую очередь научное исследование систем общественного транспорта, которое проводилось во взаимодействии с администрациями российских городов на основе открытых данных и геопространственного анализа. Качество транспортного обслуживания оценивалось по пяти группам показателей: физическая доступность, ценовая доступность, эффективность транспортной системы, комфорт и удобство, безопасность и устойчивость развития.

Игорь Чигирь. Фото: Павел Донсков

О современных и перспективных технологиях оплаты проезда в общественном транспорте рассказал советник ЗАО «МФ Тариф» Игорь Чигирь.

Автоматизированная система оплаты проезда (АСОП), разработанная «МФ Тариф» действует на городском пассажирском транспорте Санкт-Петербурга, где электронными проездными пользуется 85% пассажиров, а количество безналичных транзакций доходит до 5 млн в сутки.

Докладчик представил структурную схему АСОП и схему контроля сбора выручки, где ключевым звеном является оператор АСОП (в Санкт-Петербурге это СПб ГКУ «Организатор перевозок»), который обеспечивает взаимодействие со всеми участниками АСОП — перевозчиками, агентами, банком и Администрацией города. Оператор АСОП аккумулирует на своем расчетном счете средства, поступающие от пассажиров при пополнении электронных проездных билетов (ЭПБ) в режиме онлайн, от агентов, осуществляющих продажу и пополнение ЭПБ, от Администрации города — за проезд льготных категорий граждан, от банков — за пассажиров, оплативших проезд банковской картой. В дальнейшем оператор АСОП осуществляет расчет с перевозчиками.

Игорь Чигирь акцентировал внимание представителей транспортных систем регионов, что АСОП МФ Тариф в рамках транспортной реформы внедряется по сервисной или инвестиционной модели. Всё оборудование и программное обеспечение АСОП передается в собственность Заказчику. Таким образом, полноправным владельцем АСОП становится Администрация (Правительство) субъекта РФ (по примеру Санкт-Петербурга, где к системе подключено метро, скоростные автострады, РЖД и весь наземный городской пассажирский транспорт).

Иван Буров. Фото: Павел Донсков

Заместитель генерального директора по автоматизации транспорта ООО «РТК Автоматика» Иван Буров рассказал о цифровых сервисах для общественного транспорта, разработанных компанией «Ростелеком Автоматика».

Спикер выделил три основных функциональных блока цифровых сервисов, в частности, сервисы управления перевозками и учета транспортной работы (обеспечивающие учет взаимных обязательств по договорам на перевозку, ведение маршрутов и планирование перевозок, управление движением и мониторинг транспорта, контроль качества предоставляемых услуг), сервисы оплаты и контроля проезда, включая организацию льготного проезда (отвечающие за выпуск и учет движения транспортных карт, реализацию проездных билетов, учет и управление льготных категорий пассажиров, оплату и контроль оплаты проезда, взаиморасчеты и отчетность), а также сервисы коммуникации с пассажирами (включающие в себя интернет-портал общественного транспорта и мобильное приложение, систему обработки обращений граждан и личный кабинет пассажира).

Основным результатом внедрения цифровых сервисов Иван Буров назвал повышение качества обслуживания пассажиров за счет внедрения удобного цифрового функционала, прогнозируемости поездки и удобства оплаты проезда.