В мероприятии приняли участие делегаты из Смоленской, Брянской, Костромской, Псковской, Челябинской областей, Республики Татарстан, Москвы и Санкт-Петербурга.
Партнерами форума традиционно выступили АО «УЗВЗ» (Усть-Катав), компании «Бизнес Мониторинг» (Санкт-Петербург), «МФ Тариф» (Санкт-Петербург), «ИТС» (Казань). Также к участию в форуме присоединились ПАО «МТС» (Москва), компании «Сервисный центр «Транстелематика» (Москва) и «БЕНТОК» (Смоленск).

По традиции форум «Транспортная среда» стартовал в среду: 29 октября делегаты форума приняли участие в рабочей поездке на государственное пассажирское автотранспортное предприятие Смоленской области — ОГУП ВМАП. На предприятии участников приветствовали исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области Александр Егорцев и заместитель министра Марат Хисамутдинов. Наработками и опытом в области пассажирских перевозок и эксплуатации подвижного состава с гостями предприятия поделился руководители ОГУП ВМАП Алексей Курчаков. Первый день работы форума завершился экскурсионной программой, которую для гостей города провела писатель, лауреат премии Центрального федерального округа Мария Парамонова.

30 октября в конференц-зале отеля «Мегаполис Смоленск» состоялось пленарное заседание форума. С приветственным словом от имени министра транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области Александра Егорцева выступил заместитель министра Марат Хисамутдинов, подчеркнув, как важно объединить усилия профессионального сообщества для решения таких ключевых задач, как повышение доступности, комфорта и безопасности пассажирских перевозок, внедрение современных технологий и улучшение транспортной инфраструктуры.
Пленарное заседание было посвящено рассмотрению предварительных итогов работы региональных транспортных систем в 2025 году. Ключевыми спикерами по основной тематике деловой программы выступили руководители органов исполнительной власти Смоленской, Брянской и Костромской областей.

Выступления спикеров были посвящены актуальной региональной проблематике модернизации транспортного комплекса, обновлению парка пассажирского транспорта, реформированию транспортных систем субъектов Российской Федерации и региональных центров.
Докладывая коллегам о развитии общественного транспорта Смоленщины, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области Марат Хисамутдинов отметил недостатки, устранением которых занимается региональный Минтранс. Это: наличие «двухслойной» системы перевозок — по регулируемым и нерегулируемым тарифам, доминирование автобусов малого класса, не отвечающих современным требованиям, высокий износ парка транспортных средств, нехватка квалифицированных водителей для осуществления пассажирских перевозок в городском и межмуниципальном транспорте. Вместе с тем, спикер отметил, что благодаря участию Смоленской области в различных инвестиционных проектах, для транспортных предприятий области в 2023-2025 годах было приобретено 155 автобусов. а весь парк общественного транспорта Смоленской области насчитывает 904 единицы автобусов большого, среднего и малого классов, 67 трамваев и 44 троллейбуса.

О проблематике городских перевозок в Смоленске, в том числе о проблеме дефицита квалифицированных кадров и совершенствовании системы контроля перевозок, сообщил в своем докладе заместитель директора по перевозкам МУ ТТП города Смоленска Дмитрий Семериков.

Первый заместитель директора Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Сергей Буча акцентировал внимание коллег на результатах двухлетней реформы системы пассажирского транспорта Костромы. Комплексный подход к проведению транспортной реформы регионального центра подразумевал не только модернизацию парка подвижного состава, но и оптимизацию маршрутной сети с учетом пожеланий населения областного центра, модернизацию городских остановочных комплексов, внедрение единой системы безналичной оплаты проезда и системы тотального контроля качества выполнения перевозчиками транспортной работы. Внимание экспертов «Транспортной среды» привлекла костромская практика модернизации системы контроля. Кострома вошла в число городов с самым высоким штрафом за безбилетный проезд: 5000 рублей. Как заметил Сергей Буча, установление высокого штрафа не является инструментом для пополнения бюджета. Это действенная мера мотивирует граждан неукоснительно и своевременно оплачивать проезд в общественном транспорте.

Об обновлении парка подвижного состава в рамках региональной программы «Развитие (модернизация) общественного транспорта в Брянской области» рассказала участникам форума заместитель директора Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области Ирина Сафонова. Для обеспечения жителей города Брянска и области современным и безопасным пассажирским транспортом в период с 2017 по 2024 год за счет средств областного бюджета закуплено 722 автобуса на общую сумму 3,7 млрд. рублей. В период с 2026 по 2030 программой предусмотрена закупка 344 автобусов различной вместимости на общую сумму порядка 6 млрд. рублей.
Брянская область — один из тех регионов, на территории которого сохранена и поддерживается в рабочем состоянии обширная сеть объектов пассажирской транспортной инфраструктуры. За последние 4 года проведены капитальные ремонты 9 автостанций на общую сумму 78,7 млн. рублей.
В международном аэропорту «Брянск» с 2022 года реализуется масштабный инвестиционный проект по реконструкции аэропортового комплекса. В результате, когда полеты станут вновь возможны, международный аэропорт «Брянск» будет способен принимать воздушные суда без ограничений по взлетной массе и частоте, что позволит повысить авиационную подвижность населения как Брянской области, так и близлежащих регионов.

О программах сервисного обслуживания трамвайных парков российских городов, разработанных АО «УКВЗ» рассказал директор филиала АО «УКВЗ» — «УКВЗ-Сервис» Сергей Солодовников. Так, в рамках сотрудничества с Управлением транспорта и дорожного хозяйства Администрации и МУ ТТП г. Смоленска реализуется модель модернизированных трамвайных вагонов. Восемь модернизированных трамваев получит трамвайно-троллейбусное предприятие Смоленска в ближайшие два года. Важным направлением деятельности вагоностроительного предприятия является капитально-восстановительный ремонт трамвайных вагонов с последующим техническим контролем и проверкой работоспособности всех отремонтированных узлов. В 2025 году «УКВЗ-Сервис» выполняет капитально-восстановительный ремонт трамвайных вагонов для Самары и Кемерова и формирует программу по аналогичным мероприятиям на 2026 год.

Вторая часть пленарного заседания отводилась вопросам транспортной безопасности и цифровой трансформации отрасли пассажирских перевозок. Сессию открыл заместитель начальника Межтерриториального управления Ространснадзора по СЗФО Игорь Сильченков. Представитель надзорного ведомства сообщил, что контрольно-надзорная деятельность Ространснадзора переходит на рискоориентированную модель. Этот подход базируется на том, что проверка проводится только там, где есть риск нарушения законодательства. Мораторий на проверки, введенный Правительством Российской Федерации в отношении надзорного органа, позволил отказаться от значительного числа проверочных мероприятий на объектах, деятельность которых не связана с высоким риском причинения ущерба здоровью и имуществу граждан. Мораторий по плановым проверкам действует до 2030 года. По замечанию спикера, большая роль в укреплении транспортной безопасности ложится на региональные и муниципальные власти. До недавнего времени бытовало мнение о малозначительности такой работы, и региональные руководители «спускали» поручения исполнителям, не вникая в малопонятные и неудобные вопросы. В этой связи в 2025 году была продолжена практика выездов руководящего состава профильных отделов МТУ в регионы с целью оценки антитеррористической защищенности их транспортного комплекса.

Тему обеспечения безопасности на пассажирском транспорте общего пользования продолжил генеральный директор АНО «За общественный транспорт» Александр Питиримов. Спикер сообщил, что автономной некоммерческой организацией «За общественный транспорт» в 2019 году было инициировано межведомственное обсуждение с участием Комитета Государственной Думы по транспорту, Росгвардии, МВД России и Минтранса России возможности участия территориальных подразделений вневедомственной охраны Росгвардии в обеспечении общественной безопасности на транспортных средствах городского пассажирского транспорта — в режиме реального времени, непосредственно на маршрутах в процессе движения на линии. В настоящее время к Системе централизованной охраны пассажирского транспорта Росгвардии, по нашим данным, подключено более 8000 пассажирских транспортных средства в 73 регионах России. Приведя примеры, красноречиво свидетельствующие об эффективности предпринимаемых Росгвардией мер, Александр Питиримов подчеркнул, что необходимость участия Росгвардии в обеспечении общественной безопасности на пассажирском транспорте общего пользования продиктована всеми сложившимися на сегодняшний день обстоятельствами и предложил профессиональному и экспертному сообществу рекомендовать руководителям региональных транспортных систем во взаимодействии с территориальными управлениями Росгвардии внедрять Систему централизованной охраны автотранспорта на городском транспорте агломераций, муниципальном и школьном транспорте.

Тема участия Росгвардии в обеспечении безопасности пассажиров в докладах спикеров была продолжена.
Особый интерес участников форума вызвало сообщение начальника службы транспортной безопасности СПб ГУП «Горэлектротранс» Аллы Севрюковой. По оценке эффективности работы с государственного перевозчика Санкт-Петербурга с Росгвардией, проведенной Горэлектротрансом, за 9 месяцев 2025 года в Росгвардию с бортов транспортных средств было направлено 189 тревог, по которым в режиме реального времени предотвращено 114 преступлений и правонарушений, включая 4 нападения на персонал, и задержан 71 правонарушитель. Анализируя такой показатель, как время вынужденного простоя транспортного средства в режиме ожидания сотрудников полиции либо Росгвардии, специалисты предприятия пришли к следующим выводам. При ожидании сотрудников районных отделов полиции, составлявшем, как показывала практика, от 40 минут до 1,5 часов, время простоя транспортных средств составило бы 711 часов. Привлечение Росгвардии к обеспечению безопасности привело к сокращению времени реагирования на противоправные действия до 10-15 минут и позволило сократить суммарное время вынужденного простоя до 85 часов (в 8,4 раза).

Доклад заместителя генерального директора ООО «Бизнес Мониторинг» (постоянного партнера форума с 2021 года) Ирины Оньковой был посвящен технологии работы Системы централизованной охраны в условиях временного отсутствия сигнала ГЛОНАСС/GPS. Актуальность данной проблемы характерна для регионов, где в настоящее время блокируется сигнал спутниковой навигации силами РЭБ. В случае сбоя получения координат от транспортного средства сигнал «Тревога» в Системе централизованной охраны не игнорируется, как было ранее, а дежурный офицер территориального органа вневедомственной охраны Росгвардии получает системное уведомление о необходимости уточнения местоположения транспортного средства у перевозчика. Тем самым, реагирование на совершаемые правонарушения происходит по заданному алгоритму при минимальных затратах времени на необходимые уточнения по телефонной связи.

Коммерческим директором компании «ИТС» (партнером «Транспортной среды») Сергеем Андреевым представлена система организации городских и межмуниципальных перевозок в рамках проекта «Умное субсидирование». Проект, уже реализованный в целом ряде субъектов РФ, начинает внедряться в Смоленской области и подразумевает создание единого регионального оператора цифровых транспортных платформ, включая автоматизированные билетные решения, систему мониторинга пассажиропотока, систему мониторинга и диспетчеризации пассажирских перевозок и централизованную систему охраны общественного транспорта с участием Росгвардии. Особое внимание докладчик уделил также решениям, применяемым в цифровых платформах, в частности в системе «Автокондуктор» в условиях работы РЭБ.

Комплексные решения по цифровизации транспорта, разработанные ПАО «МТС», были представлены на пленарном заседании форума Романом Гилязовым. Разработки телекоммуникационного гиганта направлены практически на все сферы цифровизации транспортной отрасли и включают, в частности, такие решения, как «Умный автобус» и «Умная остановка», системы учета пассажиропотока, автоматической оплаты проезда, видеофиксации нарушений ПДД, автоматизированную систему управления парковочным пространством, различные сервисы для пассажиров и инструменты по аналитике перевозочного процесса для региональных и муниципальных заказчиков и организаторов перевозок.

По завершении пленарной сессии участники форума провели семинар-совещание на тему экономики региональных транспортных предприятий, изменения их организационно-правовых форм в соответствии с действующим законодательством и трудностей перехода от системы прямого субсидирования перевозок к брутто-контрактной системе.
Как отметил модератор дискуссии Александр Питиримов, в 2017-2019 годах, с ужесточением налоговой политики, налоговой административной и уголовной ответственности по предприятиям транспортной отрасли покатилась волна банкротств, и первой характерной особенностью ее являлось то обстоятельство, что инициатором банкротств выступало государство в лице своих налоговых органов. Второй характерной особенностью стал тот факт, что под процедуру банкротства стали в массовом порядке подпадать именно государственные и муниципальные предприятия — многочисленные ГУПы, МУПы, региональные ПАТП, «Автотрансы», «Пассажиравтотрансы» и номерные автоколонны. Часть из них, до того, как обанкротилась, успела сменить организационно-правовую форму, то есть акционироваться.

В дискуссии приняли участие Игорь Сильченков, Ирина Сафонова и директор муниципального бюджетного учреждения (бывшего МУП) «Пассажир» Краснинского м.о. Смоленской области Максим Бастов. Как показала практика, реорганизация ГУП в АО не является панацеей от кризисного финансового состояния большинства предприятий отрасли.

По завершении официальной части заседания деловое общение продолжилось в кулуарах форума.

Организатор форума «Транспортная среда» АНО «За общественный транспорт» начинает обобщение предложений в резолюцию форума, которая в виде рекомендаций профессионального сообщества будет направлена в заинтересованные органы власти и организации.