14 мая 2021 г. в Волгограде прошло пленарное заседание Форума «Транспортное среда» – «Время нового транспорта». В президиуме пленарной сессии работали: депутат Государственной Думы Александр Васильев, депутат Волгоградской областной Думы Алексей Волоцков, директор Департамента пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ» Данил Гинятуллин, генеральный директор АО «УКВЗ» Роман Новиков, генеральный директор ООО «Волгабас Волжский» Анатолий Бакулин, директор Дирекции по развитию и поддержке продуктов ЭРА-ГЛОНАСС АО «ГЛОНАСС» Артём Климовский, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Модератором сессии выступил генеральный директор АНО «За общественный транспорт» Александр Питиримов.
Пленарное заседание предварялось минутой молчания в память о погибших в ДТП 30.04.2021 детях, в знак единения участников Форума из разных регионов России с жителями Волгограда.
Заседание открыл депутат Государственной Думы Александр Васильев. Он выступил с приветственным словом, посвященным участию городских агломераций в Федеральном проекте «Модернизация пассажирского транспорта». Александр Васильев подчеркнул, что реализация национального проекта — это не просто приобретение регионами новых автобусов, троллейбусов и трамвайных вагонов. Регионам предстоит серьезное реформирование системы общественного транспорта, оптимизация маршрутной сети, внедрение цифровых технологий, создание безопасной и качественной транспортной инфраструктуры. Эти факторы в сочетании с масштабной реконструкцией и развитием улично-дорожной сети городских агломераций лежат, по утверждению депутата Государственной Думы, в основе трех составляющих современного транспортного комплекса: доступности пассажирского транспорта для населения, качества услуг по перевозке пассажиров и транспортной безопасности.
От имени государственных органов Волгоградской области делегатов Форума приветствовал депутат Волгоградской областной Думы Алексей Волоцков. В своем приветственном слове депутат подчеркнул важность проводимого мероприятия, поблагодарил участников и организаторов форума и сконцентрировал внимание на ряде конкретных вопросов региональной транспортной проблематики.
Первый спикер пленарной сессии, генеральный директор АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» Роман Новиков выступил с сообщением о трамвайной продукции предприятия. УКВЗ на сегодняшний день является старейшим трамваестроительным предприятием на всей территории постсоветского пространства. Свою историю начал в 1758 году как железоделательное предприятие, а первый трамвайный вагон был изготовлен в 1901 году по заказу города Тифлиса (нынешнего Тбилиси).
Руководитель УКВЗ рассказал и об уникальной трамвайной системе – скоростном трамвае Волгограда. Скоростной трамвай или метротрам – одна из его достопримечательностей. Журнал Forbes поставил волгоградский метротрам на 4-е место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира. Это единственный город в России с подземным участком трамвайной линии, построенным по нормам метрополитена.
Также Роман Новиков сообщил о первом односекционном вагоне в линейке трамваев УКВЗ со 100% низким уровнем пола. Полностью низкопольный трамвай разработан с учетом пожеланий как пожеланий как работников предприятий, эксплуатирующих подвижной состав, так и пассажиров. В феврале 2021 года презентация нового низкопольного трамвайного вагона модели 71-628 состоялась в Челябинске.
Основатель и бессменный руководитель автобусного завода VOLGABUS Анатолий Бакулин в своем выступлении продолжил диалог, начавшийся в первый день работы Форума на автобусном заводе «Волгабас Волжский», где Анатолий Васильевич приветствовал делегатов Форума в качестве принимающей стороны. Анатолий Бакулин напомнил, что группа компаний VOLGABUS была основана в 1993 году и в настоящее время автобусы из Волжского эксплуатируются более чем в 100 городах России. Спикер подробно остановился на участии завода в НП «БКД». VOLGABUS вошел в Нацпроект в 2020 году (в первый год реализации мероприятия Нацпроекта по модернизации общественного пассажирского транспорта) и произвел 40 автобусов большой вместимости для Воронежа и Омска.
Помимо участия в Нацпроекте, завод реализует и другие крупные транспортные проекты. В частности, в рамках обновления городского пассажирского транспорта Новокузнецка в рамках проводимой в городе транспортной реформы «Волгабас Волжский» построил 206 автобусов большого класса, в том числе 56 новых машин длиной 18,7м.
Представление о современных наработках в области транспортного машиностроения было бы неполным, если бы участникам Форума не был представлен один из ведущих автобусных заводов страны, входящий в группу автомобильного гиганта – КАМАЗ. Почетный гость Форума, директор Департамента пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ» Данил Гинятуллин, рассказал участникам Форума о продукции автобусного подразделения ПАО «КАМАЗ», поблагодарил организаторов мероприятия, особо подчеркнув его актуальность и пригласил делегатов Форума в Санкт-Петербург на презентацию подвижного состава в рамках транспортного фестиваля.
Об эффективных экономических и финансовых механизмах развития общественного транспорта сообщила вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Горовая, которая присоединилась к пленарной дискуссии по видеоконференцсвязи. Спикер сделала акценты на реализации Федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Корректировка национальных проектов состоялась после окончания острой фазы пандемии. Сами проекты продлены до 2030 года, а их мероприятия синхронизируются с общенациональным планом восстановления экономики, упор будет сделан на цифровизацию. Но фактически неизменными остаются цели и задачи по развитию общественного пассажирского транспорта, поскольку ставится задача реализовать те проекты, которые крайне необходимы в ближайшие годы, исходя из прогнозов развития отраслей отечественной экономики.
Участию общественных институтов в реализации программ модернизации региональных систем общественного транспорта был посвящен доклад председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова. Руководитель общественной организации сообщил об острых проблемных вопросах, связанных с работой общественного транспорта в регионах. По мнению общественника, во избежание негативного восприятия среди пассажиров проводимых в регионах преобразованиях в сфере транспорта общего пользования, местной власти необходимо сменить риторику, и вместо словосочетания «реформа общественного транспорта», вызывающего определенное непонимание у населения, использовать термин «развитие», имеющий более приемлемую коннотацию.
О проблемах и перспективах подготовки кадров для транспортно-дорожной отрасти сообщил заместитель директора по учебной работе Института архитектуры и строительства ВолгГТУ, завкафедрой «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» Евгений Захаров. В своем докладе представитель научного сообщества подробно остановился на проблемах дефицита квалифицированных кадров в отраслевых органах исполнительной власти регионов, проблемах взаимодействия власти и профильных ВУЗов страны. Евгений Александрович подчеркнул, что ВолгГТУ готов осуществлять в своих стенах подготовку и переподготовку кадровых специалистов в сфере организации транспортного обслуживания населения, работающих не только в Волгоградской области, но и в других регионах РФ.
С докладом о формировании единого информационного пространства транспортной отрасли в рамках построения ИТС, вызвавшим интерес участвующих в Форуме специалистов в сфере интеллектуальных транспортных систем, выступил Заместитель Генерального директора SIMETRA Константин Тихонов. Докладчик подробно остановился на проблематике формирования единого информационного пространства транспортной отрасли – для организации дорожного движения, для различных видов транспорта, для поставщиков и потребителей транспортных услуг, для органов государственного управления различных уровней. Константин Тихонов представил программную платформу – технологическую экосистему для решения всех задач транспортного инжиниринга «RITM3».
Наибольший интерес профессионального сообщества вызвал составленный компанией SIMETRA с использованием инструментальных методов оценки маршрутных сетей Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта, содержащий информацию о 76 транспортных системах. Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта – это в первую очередь научное исследование систем общественного транспорта, которое проводилось во взаимодействии с администрациями российских городов на основе открытых данных и геопространственного анализа. Качество транспортного обслуживания оценивалось по пяти группам показателей: физическая доступность, ценовая доступность, эффективность транспортной системы, комфорт и удобство, безопасность и устойчивость развития.
Директор дирекции по развитию и поддержке продуктов ЭРА-ГЛОНАСС АО «ГЛОНАСС» Артём Климовский сделал сообщение о прикладных решениях и сервисах ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» – первой в мире национальной системе экстренного реагирования при ДТП. По информации, сообщенной спикером, в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано более 7 млн транспортных средств, ежедневно к системе подключается более 5 тыс автомобилей, благодаря использованию системы удалось спасти более 1,5 человек, а экстренные вызовы в систему ЭРА-ГЛОНАСС поступают каждые 5 секунд.
Вместе с тем ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» решает целый спектр задач, связанных с мониторингом транспорта, таких как организация централизованного контроля и управления транспортом, повышение эффективности управления движением транспортных средств, повышение уровня прозрачности и безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, повышение эффективности государственного управления и реализации контрольно-надзорных полномочий в транспортном комплексе на территории субъекта РФ и повышение потребительских качеств транспортного комплекса для потребителей.
Особенный интерес участников Форума вызвала информация об использовании ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в сфере обеспечения безопасности на пассажирском транспорте. Артём Климовский представил промежуточные результаты совместного пилотного проекта АО «ГЛОНАСС» и Росгвардии, в рамках которого безопасность на транспорте обеспечивается территориальными подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии. В данный момент услуга тестируется в Москве, под охрану взято 275 пассажирских электробусов ГУП «Мосгортранс», уже есть первые результаты по пресечению нарушений общественного порядка. Основными преимуществами сервиса являются простота и доступность услуги для заказчика, и, безусловно, скорость реакции экипажей Росгвардии на сигнал тревоги.
Тема обеспечения транспортной безопасности городского наземного пассажирского транспорта стала ключевой на волгоградском форуме.
Начальник отдела организационно-методического обеспечения деятельности пунктов централизованной охраны управления анализа, организации и выработки единой технической политики и мер по антикриминальной защищённости объектов ГУВО Росгвардии Владимир Любов обобщил положительный опыт Росгвардии по охране общественного городского наземного транспорта.
По данным ГУВО Росгвардии, в настоящее время взято под охрану 2246 единиц общественного транспорта. С начала 2020 года сотрудниками вневедомственной охраны пресечено 69 правонарушений, задержано 38 правонарушителей и досмотрено более 40 бесхозных (забытых) вещей.
Обобщающий доклад Владимира Любова был предварен видеороликом, созданным Волгоградским региональным Управлением вневедомственной охраны, с участим других силовых подразделений Росгвардии, специально для «Транспортной среды». Записанный при содействии волгоградского телеканала «МТВ» видеосюжет рассказывает о функционировании кнопки тревожной сигнализации и оперативном реагировании нарядов Росгвардии при чрезвычайных ситуациях, таких как хулиганство в общественных транспорте, покушение на жизнь и здоровье врачей «Скорой помощи».
Изюминкой пленарной сессии стала уникальная в городских условиях «живая» презентация работы Росгвардии по пресечению правонарушения в городском общественном транспорте. Навыки по задержанию условного правонарушителя в городском рейсовом автобусе были продемонстрированы сотрудниками ФГКУ «УВО ВНГ России по Волгоградской области» прямо на площадке конгресс-центра.
В завершении пленарной сессии выступили с отчетами модераторы секций: Игорь Твердунов – главный редактор АНО «Индустрия безопасности», модератор секций «Безопасность общественного пассажирского транспорта» и «Цифровизация общественного пассажирского транспорта» и Александр Васильев – модератор секции «Модернизация общественного пассажирского транспорта».
Завершая Форум, депутат Государственной Думы пожелал участникам плодотворной работы в своих регионах и вручил Благодарственные письма партнерам и организаторам Форума и наиболее активным участникам пилотного проекта по обеспечению централизованной охраны общественного пассажирского транспорта общего пользования в Российской Федерации.
В заключении модератор пленарной сессии, генеральный директор АНО «За общественный транспорт» Александр Питиримов поблагодарил от имени организаторов всех участников Форума и сообщил о планах и сроках по подготовке итоговой Резолюции.