Депутат Государственной Думы, председатель Общественного совета АНО «За общественный транспорт» направил обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации по проблемам, касающимся безопасности перевозок пассажиров городским наземным транспортом общего пользования.
По мнению депутата, представляется безусловно необходимой приоритетность принципа предотвращения и пресечения противоправных действий над принципом уведомления об уже совершенных правонарушениях, который действует в настоящее время. Реагирование на совершаемые противоправные действия в режиме реального времени является более эффективным способом обеспечения транспортной безопасности, нежели работа компетентных органов постфактум: далеко не всегда удается установить личность правонарушителя, покинувшего салон пассажирского транспортного средства и скрывшегося с места до приезда органов правопорядка.
В то же время в России существует, но пока не получает широкого распространения практика предотвращения подобных правонарушений силами территориальных подразделений вневедомственной охраны Росгвардии. Отличительной особенностью таких мер является непосредственное реагирование на совершаемое правонарушение либо превентивное реагирование при возникновении подозрения у персонала транспортного средства на саму возможность его совершения. В качестве примеров положительной практики можно назвать работу вневедомственной охраны по обеспечению безопасности автобусов, используемых для перевозки болельщиков в Волгограде в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, а также автобусов, используемых в настоящее время для школьных перевозок в Омске. Следует отметить идентичную, с точки зрения технологии реализации, существующую практику обеспечения безопасности выездных бригад скорой медицинской помощи подразделениями вневедомственной охраны в ряде субъектов Российской Федерации.
Техническим условием для обеспечения охраны правопорядка на движущихся транспортных средствах является наличие установленного на них оборудования ГЛОНАСС, способного обеспечить передачу тревожного сигнала на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны. В случае возникновения угрозы пассажирам или персоналу транспортного средства, водитель или кондуктор нажимает кнопку тревожной сигнализации. Тревожный сигнал в автоматическом режиме отправляется на пульт вневедомственной охраны. Дежурный офицер видит местоположение и движение транспортного средства в режиме реального времени и незамедлительно направляет ближайший экипаж группы задержания к транспортному средству. Время прибытия вооруженных экипажей вневедомственной охраны, как правило, не превышает 5 минут, что позволяет предотвратить либо пресечь противоправные действия. Поскольку в рамках действующего законодательства необходимое оборудование ГЛОНАСС установлено на всех транспортных средствах, используемых для перевозок пассажиров в регулярным сообщении, дополнительного оснащения транспортных средств не требуется, а следовательно, не требуется и несение дополнительных капитальных затрат перевозчиками.
Проблема медленного внедрения положительной практики в повседневную деятельность транспортного комплекса касается некоторых вопросов законодательного регулирования.
В этой связи Александр Васильев просит сообщить мнение Правительства Российской Федерации относительно возможности наделения территориальных подразделений вневедомственной охраны Росгвардии приоритетными полномочиями подразделений транспортной безопасности на транспортных средствах наземного пассажирского транспорта общего пользования.